После отмены крепостного права в 1861 многие крестьяне в поисках новых плодородных земель и лучшей доли отправились в далекую Сибирь. Среди этих переселенцев были и наши предки, которые жили у озера возле бора и осиновой рощи. Возле этого живописного места и возникло село Букур. Старожилы вспоминали, что среди стройных осин затесалась корявая береза, из-за которой село и получило такое название. Букур, означает — «корявая». А другие говорят, что село получило название из-за бугра, который скрывал село со стороны Лаптева Лога. Но к концу 19 века село уже стояло.
По воспоминаниям жителей с. Лаптев Лог, с. Букур появилось раньше с. Лаптев Лога, так как переселенцам — лаптевцам из Воронежской, Пензенской губерний помогали первое время обустраиваться жители с. Букур. Они занимали лошадей для вспашки земель, давали взаймы семена. Эта помощь переросла в дружбу между жителями соседних сел, хотя люди были разных национальностей. Молодежь летом встречалась на игрищах, где звучала гармошка, играли в лапту.
Жители с. Букур занимались земледелием и огородничеством — сажали картофель и выращивали тыкву. Заготавливали древесный уголь, как для продажи, так и для себя. В лесу недалеко от села, сохранились курганы углежогов. Этот уголь возили даже в Семипалатинск. В каждом дворе держали по многу лошадей. Но в 30-е годы, когда началась коллективизация, многие мужики лишились тягловой силы, а некоторые скрывались в лесу.
В деревне была своя мечеть, свой мулла. Соблюдались все обычаи и ритуалы мусульманской веры, потому что здесь жили одни татары, выходцы из Заволжья и Казанской губернии. Позже появились переселенцы из Тюмени.
Каждую весну талые воды затопляли село. Но особенно бурной была весна 1927 года. Вода пришла со стороны степей. Большое и малое озера вышли из берегов, и вода затопила село. Никто не ожидал такого наводнения, не думал, что беда близка. Наоборот, молодежь на плотах ездила смотреть, как красиво, волнами, идет вода. Женщины и дети, взяв кое-какие вещи, продукты, кур, овец, переселились на крыши домов и сараев. Мужики, соорудив плоты, возили зерно, картофель. Коровы и лошади спасались сами.
Вода долго не сходила. Люди решили переселиться на новое место, подальше от озера. Новое место оказалось сплошь заросшим кустарником. Каждой семье был отведен участок, вбит колышек с фамилией хозяина. Так возникло село Беленькое.
Большую помощь жителям оказали тополяне. К лету 1928 года уже выросли дома, перевезли мечеть. Строились и селились по-родственному. Особенно многочисленными были семьи Багавиевых, Абдулиных, Хайбулиных, Вахриевых, Габитовых, Измайловых, Файзулиных. Были построены риги, амбары, сараи, кузница, небольшая мельница, позже появилась пекарня. Мельница работала под руководством Шакура Хамитова.
В 1928 году в здании мечети была открыта начальная школа, где учительницей работала Газиза Беляева. Ее направил Алтайский губком комсомола. Газиза-апай обучала не только детей, но и взрослых. В это же время организовался колхоз «Нацмен», председателем которого был А. Беляев, тоже попавший к ним по направлению Алтайского комитета ВКП (б). Это были самые грамотные люди в селе, они пользовались огромным авторитетом. Они вырастили и воспитали трех сыновей. Но когда дети выросли, супруги уехали в Казань. Долгое время от них шли письма, в которых они интересовались жизнью села, которое потом стало назваться Беленькое.
По воспоминаниям старожилов, татары из Казанской губернии добирались на Алтай шесть месяцев. Имя первопоселенца сохранилось в устном предании – Багавий. А отсюда – Багавеевы и Боговеевы – распространенные ныне фамилии в селе.
Согласно переписи 1897 года, в деревне Беленькая (Букур) Томской губернии при озере Белом, 102+1 двора, 535 жителей(270 м.п., 265 ж.п.), из них русских 13(6 м.п., 7 ж.п.), киргизов 184(106 м.п., 78 ж.п.), татар 338(158 м.п., 180 ж.п.), магометан 527 жителей.
На 10 апреля 1924 года 104 двора 616 жителей.
https://web.archive.org/web/20181008083642/http://www.agkm.ru/arhiv_news_2014.html
https://infourok.ru/moy-kray-dlya-menya-eto-rodina-a-rodina-eto-altay-2121891.html
https://sjak.ru/uploads/files/_______________________________________________________________2016.pdf