Большой Палагай, татарская деревня (на 1939 г.). Тогда в деревне жили  несколько семей удмуртов и русских, в основном учителей Палагинской неполной средней школы. В 151 дворе проживали 762 жителей, объединенных в колхоз «Трактор», при деревне мельница с двумя станками – мукомольным и крупорушкой – одна из четырёх 2-х станочных мельниц в Юкаменском районе. При мельнице 2 жилых дома, в которых проживают 11 членов семей мельников. В Больше-Палагинской НСШ обучались (в 1935 г.) 345 учащихся на татарском, удмуртском и русском языках. В Палагино (так в архивном документе 1935 г.) имеется библиотека с самостоятельной читальней. В 1924 году д. Большой Палагай в составе Починошного сельсовета Ежевской волости Глазовского уезда Вотской автонономной области. С 1929 г. д. Б-Палагай центр одноименного сельсовета Юкаменского района.
 Указом ПВС УАССР от 5 марта 1963 г. по прожектам Генсека КПСС Н.С. Хрущева образован Глазовский сельский район, в состав которого вошли территории упраздненных Глазовского и  Юкаменского, часть Ярского районов; в 1967 г. вновь образован Юкаменский район с такой же территорией, как и до объединения с Глазовским районом в 1963 г. (10: 43, 160, 255, 259, 531).
         В 1829 г. д. Палагинская приписана в приход Юкаменской во имя Богоявления Господня церкви. В переписи населенных мест Российской империи в 1859-1873-х гг. записаны две деревни: «3056. Зянбулатовская (Старый Палагай, Палагинская), д. каз. при Палазинском Угоре, в 35 верстах от уездного города и в 60 верстах от становой квртиры. В 23 дворах проживают 126 жителей мужского пола и 113 – ж. п.» и «3057. Палагай (У речки Убыти), поч. каз. при рч. Убыти, в 35 верстах от уездного города и в 60 верстах от становой квартиры. В 25 домохозяйствах  проживают  219 жителей мужского пола и 246 – женского пола.  Мечеть» (может быть, не в 25, а в 52-х дворах – ошибка переписчиков? – А. Х.).  По архивным документам в Палагае  и Кестыме уже в 1797 году стояли соборные мечети (ссылка на доцента ГГПИ Д.Г. Касимову).  В 1933 г. постановлением Президиума Палагинского сельсовета мечеть в деревне закрывают (см. ниже Приложение 10).
 По преданиям старожилов,  ойконим Палагай произошел от имени основательницы деревни по имени Палаг или Малаг. Атаманов пишет: «Представляет интерес тот факт, что деревни, в которых живут татары, носят названия удмуртского происхождения: <…> Бугашур, Кесшур, Пасшур, Подлешур, Вежеево, Зяглуд <…> и др., русского -  <…> Починки, Ключи, Засеково, Одинцы и др., или неизвестного происхождения: <…> Дасос, Палагай, Вениж и др.» [выборка по Юкаменскому району - А.Х.] (3: 99).  Название деревни Зянбулатовская от имени основателя-первопоселенца. Имя состоит из двух частей: зян и булат  на татарском языке җан сущ. 1. в разн. знач. душа // душевный булат сущ. булат // прил. булатный [сталь, стальной, иносказательно - несгибаемый] (8: 131, 62); на удмуртском языке зан диал. душа (7: 158) (в «зан» над «з» двоеточие, «з» произносится «дж», как и в татарском языке - А.Х.).  К.Герд записал для нас удмуртское имя  Замбулат (над «З» двоеточие – А. Х.). Зянбулат – лицо исторически реальное: это его в середине 1630-х гг. привлекали свидетелем в сысках против Хлыновских воевод- мздоимцев, это он с сыновьями Абашко и Тюбачко в 1654 г. основал первый свой починок  «Починок Новый выше верхеево Убыти» на землях будущего Палагая; весьма вероятно, фамилия   Абашевы в деревне от имени сына  Зянбулата Абашко: в ревизской сказке 1678 г. в  «Починке над речкою Убытью <…> у него [Зянбулата] внуки Абашевы дети …» (25: 387, 390, 251, 288).
По сведениям Удмуртстата на  1.01.2009 г.  в д. Палагай (вместе с бывшим Малым Палагаем – А.Х.) Палагинского  сельского МО проживают постоянно   415  человек.