Известный русский писатель П.И.Мельников-Печерский в своих «Дорожных записках» так писал в 30-е годы XIX века: «Мы приехали в Бутаково, село Тамбовской губернии Темниковского уезда, в 39 верстах от уездного города. Как живописны окрестности этого села! Вдали, на севере, тянется черной стеной лес. На обширной равнине между этим лесом и возвышенностью, на которой расположено Бутаково, разбросаны кучами деревни и хутора: они так хорошо рисуются на золотом поле богатой нивы! Направо Мокша льется ленточкой по полям между дубовыми рощами и деревнями, налево — отлогая возвышенность, покрытая камнями».
В древние времена около села Бутакова были дремучие леса. В примокшанской пойме росли прекрасные дубравы, остатки которых можно и сейчас увидеть. Бутаково является границей знаменитого Мещерского края. На территории села находили каменные орудия труда. В древности здесь жили мордва марийцы, буртасы. Марийцы ушли. В последний раз племя буртасов упоминалось в документах 1682 года. Постепенно славяне, шедшие с запада, оттеснили мордву за реку Мокшу.
Как и некоторые другие поселения нашего района, Бутаково названо по имени своего владельца. После успешного похода Ивана Грозного на Казань он жалует татарских мурз Исенея и Дивея Мокшевых, детей Бутаковых, княжением над всею «рзяновскую мордвою» Кадомского уезда. Бутаковы своей резиденцией избрали мордовскую деревню, которая стала называться их фамилией.
В 1882 году в Бутаковской волости насчитывался 2451 человек, из них грамотных - 56 мужчин и одна женщина. В Бутакове было училище, обучались грамоте 15 мальчиков и 7 девочек. Школа была бедная, о чем свидетельствует уездная инспекторская проверка. Своего врачебного пункта не было. В 1883 году врачебный пункт переводится из Вознесенского завода в село Бутаково, который в конце XIX века «переезжает» в село Криушу. В конце Х1Х-начале XX веков административное положение села было интересным: одна половина его входила в состав Теньгушевской волости, а вторая была Бутаковской волостью. В это время в селе проживали три помещика. Работу в своих имениях они организовали по-новому. В основном применяли наемный труд. Оплата была исполу. Даже спустя сто лет в селе помнят своих помещиков и неплохо о них отзываются. Это Орлов, уездный начальник Богдановский, а вот фамилию третьего забыли. Богдановский до революции уехал в Питер. Дом остался. Жена в годы революции проживала в селе. Ее изгонят оттуда в 1930 году. Орлова в революцию не тронули, но имущество разграбили. Кустарных промыслов в селе не было, жили крестьяне плодами с земли. Выращивали рожь, ячмень, просо, картофель.
Коронной национальностью являются русские. С XVII века немного служивых татар. По вере бутаковцы делились на две части: православные христиане и татары-мусульмане. Свою церковь местный народ отстоял и после революции, и позднее, когда храмы повсеместно закрывались, она действовала с небольшими перерывами почти весь советский период. Работает и сейчас. В конце 1917 - начале 1918 годов прошли крестьянские схода. Людей призывали претворить Декрет о земле в жизнь, На сходе бутаковцы выработали наказы о своих нуждах, о своем отношении к Советам и к своим врагам. Крестьяне возлагали большие надежды на уездный крестьянский съезд. Он состоялся в Темникове 23 января 1918 года. Кроме того, на собрании бутаковского схода постановили признавать в будущем власть Совета народных комиссаров.
Ввиду того, что меньшевики, эсеры и кадеты мешали работе съезда, он по решению делегатов переехал в село Теньгушево, куда пришли с красным флагом бутаковские крестьяне. Из всех представителей съезда бутаковские делегаты были наиболее активными. Они настойчиво доказывали делегатам, что при сложившейся напряженной обстановке в уезде только вооруженным путем можно добиться свержения эсеро-кадетской власти.
11 марта 1918 года эсеро-кадетская власть в Темникове была свергнута и во всем уезде установилась Советская власть, в том числе и в Бутакове. В августе 1918 года создается комбед, который состоял из крестьян-бедняков. В него вошли А. Дивеев, С. Гуркин, Р. Котов, П. Пилясов, Н. Мелехин, Б. Галихин. Председателем комбеда избрали Ивана Рубцова. В том же году комбед распустили. 22 сентября 1918 года в селе создается партийная организация. В ее составе - 44 большевика. У них были 23 винтовки. Главную роль в ее создании сыграли Б. Галихин, М. Козлов, С. Гуркин, Е. Первушкин. Ввиду низкого образовательного уровня бутаковских коммунистов было принято решение направить некоторых из них в партийную школу. Коммунисты вели политико-воспитательную работу. В июле 1919 года Темниковский уезд был на военном положении. В уезде создали ревком. Формировались партизанские отряды. Тогда же на защиту Советской власти ушли все коммунисты Бутаковской волости. В годы Гражданской войны семьям красноармейцев выделяли помощь. Так, два многосемейных хозяйства красноармейцев получили по корове, изъятой у помещика. Бутаковцы принимали участие в субботниках, собирали хлеб для голодающих Поволжья. На Гражданскую войну из района отправили два красногвардейских отряда, один из них формировался на базе села Бутакова.
В 1919 году образована комсомольская ячейка. Как писала уездная темниковская газета «Революционный народ», 19 сентября в селе устроили первый спектакль, в том же году был открыт Народный дом. В годы НЭП бутаковцы жили хорошо. Зинаида Андреевна Мирошкина, 1903 года рождения, вспоминала, что в селе появляется водяная мельница, которая принадлежала татарам, каждый крестьянин имел лошадь, кто-то - и две. Урожаи собирали высокие. Земля хорошо удобрялась. Возможно, поэтому колхоз создавался здесь трудно. Сначала он был создан в 1930 году. Вскоре все из него вышли, но потом снова вошли. Сам процесс коллективизации сопровождался раскулачиванием, репрессиями. Хоть с трудом, но жизнь в колхозе налаживалась. На трудодни платили хорошо, а все потому, что местные черноземы были щедры на урожаи.
Великая Отечественная война принесла бута овцам, как и другим, много горя. З.А. Мирошкина, работавшая председателем колхоза в годы войны, вспоминает, что работали от зари до зари все больше на быках да коровах. Народ работал честно, воровства не наблюдалось. Не было и голода. Колхозники продолжали получать что-то на трудодни, но в основном жили за счет своего скота. Старые люди помнят, что ни травинки не оставалось в лугах, все выкашивали. На себе носили с Курихи семена за 30 километров. Похоронки шли в Бутаково одна за другой. Из 164 ушедших на фронт мужчин вернулись 115. Как поредело село! К 2009 году в живых остался только один фронтовик.
В послевоенный период продолжало действовать многоотраслевое хозяйство: свиноферма, птицеферма, овцеферма, сеяли рожь, овес, гречиху, лен. Колхоз набирал силу. К нему присоединили Боркинский колхоз. Таким объединением было недовольно большинство колхозников. Хотя хозяйство слабым не стало. Жизнь налаживалась, что связано с гарантированной заработной платой. Однако это не задержало молодежь. Она уезжала из колхоза.
Положение меняется в конце 70-х годов. В Бутакове построены: детский сад, магазин, 50 квартир, асфальтированная дорога по селу, водопровод, столовая, дом животноводов, три коровника, модуль для хранения техники, картофелехранилище, три сенохранилища, агрегат для выработки витаминно-травяной муки, кормоцех, школа и многое другое. Заметно замедлился отток молодежи из села.
Рыночные отношения 90-х годов ощутимо подорвали экономику колхоза, но он выжил и продолжает работать в отличие от многих похороненных в конце прошлого - начале этого веков. Правда, объемы производства продукции далеко не те, что были, к примеру, два десятка лет назад. На ферме содержатся 120 коров, молоко от которых (а это единственный стабильный источник пополнения колхозной кассы) поставляют на Теньгушевский маслозавод. Продолжают сеять как яровые, так и озимые зерновые культуры, отводя под них свыше полутысячи гектаров. В штате осталось 60 колхозников. Хотя и в селе сокращается численность населения, но темпы убыли далеко не такие, как в большинстве других населенных пунктов Вознесенского района.