с. Черемшанка
В 2011 г. с. Черемшанка отметила 100-летие. Основана татарами – переселенцами с севера Уфимской губернии во время Столыпинской аграрной реформы в 1910 г. (по другим данным 1909 г.). Вместе с деревнями Харагун, Ново–Метелкино и участком Хор-Бутырино образует Черемшанское муниципальное образование. Состоит из улиц Восточная, Железнодорожная, Советская и переулка Школьного. В деревне есть средняя школа (50 учеников на 2013 г.), клуб – это старое мусульманское кладбище. Единственное поселение этого куста, сохранившееся до наших дней, – переселенческий участок Черемшанский, который был создан в 1909 г. Относился также к Око–Тагнинскому подрайону Тагнинской волости. Ссудная полоса в 200 рублей. Участок поселкового пользования. Общее число душевых долей – 349. Норма земельного надела на 1 душу мужского пола – 15 десятин, площадь удобной земли – 5 232 десятины. На 1 января 1911 г. мы не видим по ведомостям водворенных крестьян. Однако из 349 долей свободных – 161, следовательно, 188 не позднее 1910 г. были зачислены. Первые поселенцы прибыли в 1912 г., и на 1 января 1913 г. мы видим 22 семьи, в составе которых 59 мужчин, занявших 59 долей. В течение лета 1913 г. прибыло ещё 24 семьи, и на 1 октября 1913 г. в Черемшанском числится 46 водворенных семей и занятых долей – 125. В октябре прибыла ещё одна большая партия крестьян, и число семей достигло 82, занятых долей – 220. В мае 1914 г. прибыло ещё пять семей, и число занятых долей увеличилось до 231. В дальнейшем число жителей немного уменьшилось и к концу 1915 г. составило 80 семей, в составе которых было 208 мужчин. Общее количество жителей Черемшанки в конце 1915 г. было около 400. По количеству свободных долей на участке можно проследить всплеск интереса к нему, пик которого приходится на май 1914 г. В это время на участке осталось всего девять свободных долей. Однако к сентябрю 1915 г. их число увеличивается до 94. Следовательно, переселенцы отказались от этих участков и направились на другие, а то и вовсе не тронулись из родных мест. Безусловно, на их решение повлияло мнение тех, кто реально поселился в Черемшанке в 1914 г. еще 47 долей, зачисленных переселенцами, к 1915 г. так и не были заняты. Первые переселенцы Черемшанки увидели здесь не пуганный человеком разнообразный животный мир. В этих местах водились медведи, волки, лисы, козы, зайцы и т.д. Название деревни произошло от растения черемши, которой здесь много произрастает. А может быть, потому что все татары выходцы из Поволжья, из местности называемой Черемшана. В этих местах раньше промышляли буряты, они и дали названия местам из-за болот от слова – «хара» – тёмный. Хаара – Гун – черная вода, Хорка, Хор – Бутырино, Хор–Тагна и т.д. И татары дали своему селу и речке, расположенной в 5 км. от Черемшанки, название «Черная».
Почти все жители Черемшанки знают историю об ошибке ходоков, принявших замерзшее болото за пашню. Её помнят и рассказывают до сих пор. Это обстоятельство могло быть причиной того, что некоторые семьи, зачислившие отрезки в Черемшанском переселенческом участке, отказались от переезда. Вот как рассказывают о жизни своих предков, татарских переселенцев из Черемшанки и Хор-Бутырино: Сахиб Юнусов приехал сюда 16-летним парнишкой из Уфимской губернии. В Тырети было переселенческое управление. Там новым переселенцам были выделены огородные участки, небольшие поля. Стали садить картошку, сеяли коноплю, ячмень, просо. На ручных мельницах мололи зерно, из конопли делали масло. Приезжим крестьянам отводили участки в тайге. Так появились нынешние села Черемшанка, Хор–Бутырино. Переселение сюда было зимой. Когда снег растаял, люди увидели, что им дали тайгу да болото, непригодное для земледелия место. Обратно на Родину пути нет, нет денег, да и никто их там не ждал. Многие не выдерживали дороги, холодной долгой зимы – умирали. Остальные стали приспосабливаться – нанимались осенью к богатым мужикам на работы в Троицке, Моисеевке, убрали их урожаи, получали вместо денег зерно, картошку, собирали ягоды, грибы, били орехи. Кроме земледелия, жители Черемшанки занимались охотой, рыбалкой, извозом, бортничеством. Были и те, кто покинул Черемшанку, переселился на другие участки. Не всегда эти сведения фиксировались в ведомостях о водворении и зачислении. Например, житель Тайшета И.В.Латыпов так излагает историю своей семьи: «Дед был самоход. Сначала они при-ехали в Черемшанку (со слов, в 1906–1907 гг.), но там был везде лес, места для земледелия плохие. Стали искать степные земли, переехали в Чичиковскую Заларинского района. Там в 1936 г. я и родился. Жена моя тоже Чичиковская». В фондах Заларинского краеведческого музея есть воспоминания старожилов Черемшанки, записанные учителями средней школы по заданию музея в 1993 г. Изложенные в этих воспоминаниях факты точно соотносятся с документами ГАИО по срокам заселения переселенчского участка и дополняют их живыми деталями. Как утверждают старожилы, селение возникло в 1912 г., т.е. в этом году здесь появились первые жители. Среди первых поселенцев были Д. Давлетгареев, А. Мухомодьяров, Ф. Гильманов, Ф. Сафаров, Н. Гаталхаков, Г. Фатрутдинов и др. «Приехали зимой, увидели реку, лес и, как им показалось, луга. Возле реки построили несколько домов, некоторые семьи выкопали землянки. Но когда наступила весна, стало ясно, что это были не луга, а болота, и дома оказались на болоте. Пришлось их переставлять выше, где было суше. Некоторые семьи, увидев, что здесь нельзя заниматься земледелием, переехали в другие деревни. Оставшиеся семьи разработали возле домов участки вручную. Стали жить тем, что выручали с огорода. Благом было то, что в при Саянской тайге было много ягоды, черемши, кедровых орех, всякой дичи, зверья. Стали исследовать тайгу – нашли кедрачи, ягодные россыпи. Магазина не было, ездили за продуктами в Хор–Тагну, которая находилась в 22 км. от Черемшанки. Но началась первая мировая война. Всех мужчин забрали на фронт. После первой мировой войны появились первые русские и украинцы. Свое место они назвали «Новая Черемшанка»… Где-то в 1915 – 1916 г. построили мечеть. Сначала там молились, выполняли религиозные обряды. В мечети учили грамоте по арабской графике. Это было до 1920 г. Потом открыли ликбез…». В данных воспоминаниях указывается конкретное количество татарских семей, приехавших в Черемшанку в 1912 г., 1928 г. Однако эта цифра расходится с той, которая указана в ведомостях о водворении и зачислении. Это расхождение может иметь два толкования. Первое: с течением лет в воспоминания вкралась ошибка, и на самом деле в 1912 г. приехало 22 семьи, как указано в ведомостях о водворении. Второе: жители села вели счет большим семьям, состоявшим из родных и двоюродных братьев, отцов и сыновей, других родственников. По ведомостям такая семья состояла уже из двух–трех, а то и более, так как семья делилась: строили отдельные дома, имели свои приусадебные участки.
Однако, поскольку подворных записей и списков не сохранилось, восстановить точнее картину на сегодняшний день не представляется возможным. Черемшанка стала своеобразным духовным и культурным центром татар – переселенцев. Об этом говорит то факт, что именно там была построена мечеть. По рассказам старожилов, записанным поисковой группой Черемшанской средней школы. Черемшанская мечеть строилась совместными усилиями жителей. Этот очаг религиозной культуры в далекой глубинке, в отрогах Саян, представлял собой строение, возвышавшееся над остальными черемшанскими домами. Его высота была достигнута за счет специального высокого фундамента. Сложили мечеть из круглого леса. В верхней части здания находилась небольшая площадка. На нее перед восходом и закатом солнца поднимался муэдзин, призывавший на молитву. В мечеть ходили только мужчины. Муллой был один из местных жителей, переселенец из Казанской губернии Абзал Фазлинурович Гильманов.
Все переселенцы были безграмотными. Газеты сюда не доходили, радио тоже не было. Крайне нужна была вода, поэтому первым делом, вручную вырыли четыре колодца. Семьи вели единоличное хозяйство, занимались животноводством, кормились дарами тайги. После 1917 г. появились первые русские. От них в Черемшанке узнали об Октябрьской революции. Со временем в Черемшанке открылась больница. Дети пошли в школу. Обучение велось на татарском языке. Первыми учителями были А. Гильманов, О. Туляков, Иевехеев.
В 1920 г. Шайхутдинов построил дегтярный завод в д. Черная речка. В это же время была построена мельница на реке Черной Ямилем Фарфутдиновым, Гальхани Саитгареевым. Стали молоть зерно и обеспечивать себя мукой. Мельница работала до 1951 г., пока не сгорела. В 1924 г. открывается сельский совет, первым председателем становится Гильманов.
В 1933 г. организован первый колхоз «Янга Юлз», что в переводе означает «Новый путь» и «Яркий путь». Но просуществовал он не долго. В эти же годы были построены смолокуренный и скипидароочистительный заводы, директором которых являлся Пономарев. По всей области пользовались спросом скипидар, дёготь и смола. В 1939 г. организовали промартель «Лесной химик». Учредителем был Гамельян Файрушин. Перед войной в деревне случился пожар. Осталось около 15–20 домов, остальные сгорели. Напуганные жители стали разъезжаться. А тут – война. Как и весь народ, черемшанцы не остались в стороне. Это было очень трудное время. Питались картошкой, собирали овсяные колоски, весной и летом выручала тайга. К 50-м гг. открылись магазин, клуб, библиотека. Организовали ЛЗУ, построена узкоколейная железная дорога. Протяженность узкоколейной железной дороги на пике развития составляла около 50 километров. Но кончился лес – с ним кончилось и былое благополучие. Только изредка после 1990 г. ягодники ездили на этом транспорте – дрезине…. в тайгу за ягодой. В начале 60-х гг. Хазят Абзалтынович Гильманов добивается строительства детсада, столовой, школы, спортзала. Вскоре протянули высоковольтную линию и 7 ноября 1968 г. в с. Черемшанка дали свет.

Сегодня в с. Черемшанка все предприятия закрыты, остались только магазины, ФАП, школа, СДД, библиотека. Но, несмотря на это село и сейчас радует глаз гостей, приезжих и самих селян, празднует новоселья, юбилеи, национальные татарские праздники.

 

https://web.archive.org/web/20190313083854/http://www.zalari.ru/files/files2/2017-08-04-976491151.pdf

ИСТОРИЯ СЕЛА По словам старожил - Насыпова Шайхозамана Имамовича, Гильманова Хазята Абзаловича, Якубова Шарифуллы Сабибуловича и др. первые поселенцы нашего села появились и образовали село в 1911 году это Абзалтынов З. ,Салимгареев Б.,Габдрашитов. Официально Черемшанский переселенческий пункт зарегистрирован в 1912 году и это считается датой основания села Черемшанка. На тот момент зарегистрировано 76 хозяйств с численностью проживающих – 350 человек. Это были семьи Давлетгареева Д., Мухамадьярова А., Гильманова Ф., Саттарова Ф. и др., переехавшие из Башкирской деревни Куруч Беляевского , Дуртилинского уездов .По прибытию в наши места их взору открылись луга, и было решено осваивать эти земли. Стояла поздняя осень , люди спешили с постройками временного жилья. Некоторые крепкие семьи строили небольшие дома. Весной переселенцев ожидало разочарование – люди увидели болото. Теперь о посеве зерновых не было и речи. Их дома оказались на берегу небольшой речки, пришлось перебираться на твердую землю. Застройка села началась с района нынешнего клуба. Центральной улице дали название Куруч, что в переводе с татарского - «крепкая, стальная», селу и речке - Черемшанка ,так как здесь произростает много черемши, а может быть потому что все татары выходцы из Поволжья, местности называемой Черемшана. Своими названиями деревни Харагун, Хор-Бутырино, Хор-Тагна, Черная речка обязаны бурятам, промышлявшим в болотистых окрестностях этих деревень. На языке бурят слово «хара» - темный, поэтому татары дали своему селу 9-м Рогалев Михаил Васильевич 10-м Тарасов Николай Михайлович 11-м Черенкова Расима Миргазьяновна 12-м Гареев Альфат Зарифович 13-м Шкуратов Иван Михайлович 14- Й с 2012 года по настоящее время- глава администрации Полийчук Нина Петровна С 30-х годов здание сельского Совета находилось в небольшом деревянном здании по улице 40 лет Победы и только в сентябре 2008 года Администрация поселения переехала в современное просторное здание – бывшую столовую ЛЗУ. В 1913 году при мечети на 2-м этаже открылся ликбез. Мечеть находилась не далеко от центра села, сейчас это перекресток улицы 40 лет Победы и переулка Школьный. При мечети был минарет, его снесли, в здании стала школа. Дети из с.Черемшанка ,д.Черная Речка пошли в школу. Обучение проводилось на татарском языке, писали латинскими буквами. Первыми учителями в деревне были : Туляков Салах, Гаталханов Хабиб, Тимиргазин Ф. Каждый день входя в класс учитель начинает занятие с чтения молитвы. Изучали родную речь, математику, географию, большое внимание уделяли чтению. В 1940 году открылась четырехлетняя русская школа, которая просуществовала до 1951 года, затем здание бывшей мечети снесли и 1951 году построили и открыли новую 7-летнюю школу и в Черемшанку стали приезжать учителя-предметники. В 1962 г.семилетняя школа преобразована в 8-летнюю. В 1968 году был построен новый корпус школы. Детей было очень много, занимались в 2 смены. В 1984 г. построено здания действующее в настоящее время. При школе был интернат для детей с соседних деревень. С 1990 года школа стала 11-летней, действует по настоящее время. В 1933 году в с. Черемшанка был организован колхоз «Янга юлз», что в переводе означает «Новый путь». Просуществовал он недолго. В эти же годы были построены смола-куренный и скипидаро-очистительный заводы. Директором скипидароочистительного завода был Пономарев. По всей области пользовались спросом скипидар, деготь и смола. В 1939 г. на базе колхоза «Тонкоса» организовалась артель «Лесной химик» Ее учредителями были назначены: Файрушин Г. З., Басыров Р. М., Гильманов Х. А., Муллагалеев Ш. К., Горовой П. И. В артели изготавливали бочки, гнали деготь, смолу скипидар, была очистительная установка. Располагалась артель на территории бывшего ЛЗУ. Артель просуществовала до 1960 года, затем реорганизована в промкомбинат и в 1968 г. после ряда реорганизаций образовался Черемшанский лесозаготовительный участок (ЛЗУ). Его начальником назначен Гильманов Хазят Абзалович. Черемшанка была на грани развала из-за отсутствия освещения, благодаря Гильманову Х.А. в 1968 г. была проведена высоковольтная линия эл.передач и в населенном пункте появилось электричество. В 1982 году отца на руководящей должности сменил сын – Гильманов Абакир Хазятович, затем предприятие перешло к усольскому предпринимателю с 2008 г. ЛЗУ не функционирует. В 40-ые годы начал работу первый фельдшерский пункт. Фельдшером работала Данилина Г.Ф.,с 1977 г.заведующей больницей была назначена Соловьева Л. П. Больница находилась в центре села(конец улицы Советской).В1982-1983 гг.было построено новое деревянное здание больницы в лесной зоне за ул.Советская. На посту зав.больницей Соловьеву Л.П. сменила Гильманова Г. Г.В настоящее время больницы не существует, имеется ФАП, которым заведовала фельдшер Муллагалеева Кабира Хаматнуровна, её сменил фельдшер Грачев Андрей Николаевич. В это же время открывается отделение почтовой связи , появился первый магазин . К 50-м годам открылись клуб, заготовительный участок-леспромхоз, библиотека. На протяжении всей истории в библиотеке работали бесконечно преданные своему делу люди. Первым библиотекарем была молоденькая девушка Валя Кагирова , ей на смену пришла Якубова М. Н., затем Заболоцкая Л. В., с 1982 года по 2013год – Ткачева Г. В. её сменила Лукьянова А.Н.- работает по настоящее время. Дружно между собой живут в селе татары , русские, украинцы и башкиры. Человека уважают прежде всего за доброту, трудолюбие. Невзирая на многие трудности, черемшанцы терпеливы, доброжелательные… они верят в лучшие времена.

 

 

 

 

Из книги Бобковой Г.И."Татарские общины Иркутской области": "Единственное поселение этого куста, сохранившееся до наших дней, – переселенческий участок Черемшанский, который был создан в 1909 г. Относился также к Око-Тагнинскому подрайону Тагнинской волости. Ссудная полоса в 200 рублей. Участок поселкового пользования. Общее число душевых долей – 349. Норма земельного надела на 1 душу мужского пола – 15 десятин, площадь удобной земли – 5 232 десятины. На 1 января 1911 г. мы не видим по ведомостям водворенных крестьян. Однако из 349 долей свободных – 161, следовательно, 188 не позднее 1910 г. были зачислены. Первые поселенцы прибыли в 1912 г., и на 1 января 1913 г. мы видим 22 семьи, в составе которых 59 мужчин, занявших 59 долей. В течение лета 1913 г. прибыло еще 24 семьи, и на 1 октября 1913 г. в Черемшанском числится 46 водворенных семей и занятых долей – 125. В октябре прибыла еще одна большая партия крестьян, и число семей достигло 82, занятых долей – 220. В мае 1914 г. прибыло еще пять семей, и число занятых долей увеличилось до 231. В дальнейшем число жителей немного уменьшилось и к концу 1915 г. составило 80 семей, в составе которых было 208 мужчин. Общее количество жителей Черемшанки в конце 1915 г. было около 400. По количеству свободных долей на участке можно про- следить всплеск интереса к нему, пик которого приходится на май 1914 г. В это время на участке осталось всего девять свободных долей. Однако к сентябрю 1915 г. их число увеличивается до 94. Следовательно, переселенцы отказались от этих участков и направились на другие, а то и вовсе не тронулись из родных мест. Безусловно, на их решение повлияло мнение тех, кто реально поселился в Черемшанке в 1914 г. Еще 47 долей, зачисленных переселенцами, к 1915 г. так и не были заняты. Почти все жители Черемшанки знают историю об ошибке ходоков, принявших замерзшее болото за пашню. Ее помнят и рассказывают до сих пор. Это обстоятельство могло быть причиной того, что некоторые семьи, зачислившие отрезки в Черемшанском переселенческом участке, отказались от переезда. Вот как рассказывает о жизни своих предков, татарских переселенцев из Черемшанки и Хор-Бутырино, одна из наших современниц: «Мой прадед Сахиб Юнусов приехал сюда 16-летним парнишкой из Уфимской губернии. В Тырети было переселенческое управление. Там новым переселенцам были выделены огородные участки, небольшие поля. Стали садить картошку, сеяли коноплю, ячмень, просо. На ручных мельницах мололи зерно, из конопли делали масло. Приезжим крестьянам отводили участки в тайге. Так появились нынешние села Черемшанка, Хор-Бутырино. Переселение сюда было зимой. Когда снег растаял, люди увидели, что им дали тайгу да болото, непригодное для земледелия место. Обратно на Родину пути нет, нет денег, да и никто их там не ждал. Многие не выдерживали дороги, холодной долгой зимы – умирали. Остальные стали приспосабливаться – нанимались осенью к богатым мужикам на работы в Троицке, Моисеевке, убирали их урожаи, получали вместо денег зерно, картошку, собирали ягоды, грибы, били орехи». Кроме земледелия, жители Черемшанки занимались охотой, рыбалкой, извозом, бортничеством. Были и те, кто покинул Черемшанку, переселился на другие участки. Не всегда эти сведения фиксировались в ведомостях о водворении и зачислении. Например, житель Тайшета И. В. Латыпов так излагает историю своей семьи: «Дед был самоход. Сначала они приехали в Черемшанку (со слов, в 1906–1907 гг.), но там был везде лес, места для земледелия плохие. Стали искать степные земли, переехали в Чичиковскую Заларинского района. Там в 1936 году я и родился. Жена моя тоже Чичиковская, ее моя бабушка принимала, когда та родилась…»