Енаково - тат., деревня в Темниковском районе. Находится на реке Шуструй. В "Списке населенных мест Пензенской губернии" (1869) Енаево - деревня казенная из 19 дворов Краснослободского уезда. Название- антропоним: служилые люди на Темниковской засечной черте юго-восточной границы Российского государства Енакиевы были владельцами населенного пункта. В "Списке мурз, татаров и рейтаров" (1675) сообщается: "Бейтемир Бибакаев сын Енакаева, поместьица за ним в Темниковском уезде в разных урочищах десять чети".

 

 

 

  • Период XVIII-XIX вв. привел к крупным изменениям в социально-экономическом развитии касимовских татар. В результате ряда указов первой половины XVIII в., направленных на ликвидацию служилого землевладения у мусульман, часть феодалов крестилась (Костровы, Ширинские, Тургеневы и др.), остальные потеряли свои вотчины и поместья. Принявшие христианство татары быстро обрусели. Основная масса служилых татар была переведена в разряд "однодворцев" и приписана к тяжелейшим работам в ведомстве Адмиралтейской конторы (заготовка корабельного леса). Из-за нехватки земель, касимовские татары усиленно занимались промыслами. Уже в XVIII в. в Касимовском уезде было немало мерлушечных мануфактур, принадлежавших татарским купцам. Эти кожевенные изделия поставлялись во многие районы южной России: касимовские татары поддерживали интенсивную торговлю с Казахстаном и Средней Азией. В XVII-XVIII вв. они поселились в Москве. В XVIII-XIX вв. усилились торгово-экономические связи касимовских татар с др. группами татар Волго-Уральского региона (в т.ч. через такие ярмарки, как Макарьевская, Оренбургская, Троицкая). В XVIII в. начался отток татар из Касимовского уезда в Приуралье. (л. 87) В обыску Темникова города Бегиш мурза Енмометев сын князь Еникеев, Сюнбай мурза Енаков сын Момлеев, Моммет мурза Исикеев сын князь Тенишев, Енбай мурза Енаков сын Момлеев, Моммет абыз Девлешев, Ишелей мурза Безсонов, Кинтуда Иванисов, Килмаш мурза Дивеев сын Алакаев, Ураз мурза Бойбарсов сын князь Девлеткилдеев, Асакай мурза Кулбарсов сын князь Девлеткилдеев. В 1784 году мишарские мурзы были приравнены к русскому дворянству. Мишарское происхождение имеют татары-дворяне Акчурины, Бигловы, Дашкины, Долатказины, Диваевы, Еникеевы, Енгалышевы, Кашаевы, Кудашевы, Киреевы, Маматказины, Мамины, Мамлеевы, Муратовы, Тенишевы, Терегуловы, Чанышевы, Янбулатовы. Уже в 1743 году возникло 12 новых деревень, заселенных крестьянами из 28 уездов центральных губерний России. Особенно много переселенцев было из Темниковского уезда Пензенской губернии (вот и дата прихода темэнов и основания ими сел Каргалы, Шланлыкуль, Ташлыкуль, Буздяк/ныне Старый Буздяк). Именно представители этих деревень стали первыми жителями деревни Табанлыкуль. Городецкие (касимовские) и темниковские татары состояли на особом учете – первые были включены в списки Касимовского царя, а вторые -–великого князя Московского, позднее царя, были экономически зависимы от властей. В 1713 г. указом Петра I татарским мурзам было повелено в течение 6 месяцев креститься. Поместья не принявших крещения в установленный срок подлежали конфискации. Но большинство мурз предпочли остаться верными исламу. Они лишились службы, всяких льгот и выгод, имущества, а позже и земель. Посланцы темниковских мурз потянулись в Башкирию. В боярских книгах за 1680 год Мамлеевы именуются князьями. Этот титул сохранила семья Мамлеевых, принявшая православие. Из них новокрещены Алексей и Василий Никитичи Мамлеевы в жалованной грамоте царя Петра Алексеевича 31 декабря 1703 г. названы князьями. Их потомки определениями Правительствующего Сената 24 августа 1839 г. и 22 февраля 1855 г. признаны в российском княжеском достоинстве со внесением в V часть родословной книги Пензенской губернии. В Пензенской губернии нетитулованные дворяне Мамлеевы, православные и мусульмане, были внесены во II и VI часть родословной книги [43]. Мусульманская ветвь этого рода, носившая титул мурз, продолжалась и в Уфимской губернии(*О православной семье Мамлеевых подробнее см. в издании «Дворянские роды Российской империи». Т. III [43] (Примеч. С.В. Думина)). Перед нами три архивных дела мурз Мамлеевых, одно – из Уфимского губернского архива и два – из петербургского архива Департамента Герольдии. В сущности они идентичны, и во всех трех делах Мамлеевы названы мурзами, а также в указе от 13 ноября 1797 г. они в дворянское достоинство возведены в звании мурз, поэтому их законным неоспоримым титулом является звание мурзы. О родоначальнике фамилии Мамлеевых в архивах найти пока ничего не удалось, очевидно, Мамлей – это имя мурзы, перешедшего на российскую службу. Первый документ, который удалось обнаружить в архиве, это раздельный акт 1627 г. Это документ о разделе поместий, доставшихся по наследству от отца Енак мурзы Мамлеева и совместно приобретенных жалованных Царями и Великими Князьями за службу поместий между четырьмя братьями. Отец их, Енак мурза Мамлеев, в свое время был одним из военачальников темниковских мурз, имел крупные земельные владения и многочисленные дворы русских крепостных крестьян. Он основал деревню Енаково, или Тарханское, за которой осталось его имя. Находится она в бывшей Пензенской губернии. Раздел в 1627 г. произвели 4 брата, сыновья Енак мурзы Мамлеева – Сюнгалей, Сюмбай, Ембай и Аюкай мурзы. По этому разделу только одному брату Сюнгалею достались крепостные дворы в Темниковском уезде в д. Наеве и в д. Ирсите; в Кадомском уезде в одном селе Торопове всего крестьян и бобылей мужского полу 16 душ, с их семействами. Исходя из этого, мы видим, что у Енак мурзы Мамлеева было 64 мужские души русских крепостных с их семействами, по тем временам, если учесть, что в начале XVII в. вообще населения в тех краях было мало, такое владение являлось, на мой взгляд, довольно значительным. Земли, принадлежавшие Енак мурзе Мамлееву и разделенные между его четырьмя сыновьями, составляли 692 четверти в разных деревнях и урочищах. Это крупное земельное владение, и можно утверждать, что среди татарских мурз Мамлеевы были весьма владетельными дворянами и влиятельными людьми, потому что величина земельных владений и влиятельность рода в ту далекую эпоху были взаимно связанными. Мурзы Мамлеевы крепко пострадали во время разинского бунта 1671 г. Сохранился документ, где Мамлеевы пишут жалобу на имя Царя Алексея Михайловича о том, что их братьев «воровские казаки порубили, дворы их разорили и сожгли, а документы на владение крепостными крестьянами подрали»[72]. Во время петровских реформ большинство Мамлеевых гордо отказались креститься и, как и остальные мурзы-мусульмане, лишились своих земель и крепостных. «По выписи которая 1627 г. июля в 29 день по Государеве Цареве и Великого Князя Михаила Федоровича всеа России грамоте за приписью Сергея Матвеева дана от воеводы А.В. Глебова с раздельных и приписных книг Темникова города, Сюнгалею мурзе Янакову сыну Мамлееву, значится за ним Сюнгалеем мурзою Енаковым сыном Мамлеевым государева жалованья, поместья, по разделу с братьями его Сюмбаем, Ембаем, Аюкаем их старинных и новых поместьев, на его Сюнгалеев четвертной жеребей, в Темниковском уезде в д. Наеве и в д. Ирсите, да в Кадомском уезде в селе Торопове крестьян и бобылей мужеска полу 16 душ с их семействами да в тех же деревнях и других местах, в тех уездах пашни 99 четвертей со всеми угодьи да сверх того за ним же за тем разделом осталось в Арзамаском уезде в д. Богданове и других местах пашни 74 четвертей. А всего в Темниковском, Кадомском и Арзамаском уездах пашни 173 четверти, в его окладе в двести восемьдесять четвертей, с которого поместья велено ему и Государеву службу служить».

    8 лет назад | ответить

  • ЯЗЫКИ:
  • ru

Данная статья была последний раз изменена 7 месяцев назад

Отправить

или продолжить в качестве гостя