Икшурма была основана выходцами из Республики Татарстан, Сабинского района, одноименного села Икшурма.

В 1910 году были образованы деревни Икшурма и Коврига выходцами из поволжских татар. Двеннадцать семей приехали из Сабинского района одноименной деревни Казанской губернии [5]. Это семьи Исмагиловых, Камалутдиновых, Нафиковых, Хабибуллиных, Фазлеевых, Иксановых, Латыповых, Шакировых, Галеевых, Самигуллиных, Галямовых и Хисматуллиных.

Семьи были обязательно многодетными, в каждой от 5 до 10 детей. Прибыли переселенцы через Ачинск на лошадях в Бельскую волость (ныне Пировский район) Енисейского уезда Енисейской губернии. На тот момент здесь проживали в основном русские, которые хорошо встретили переселенцев, и первое время помогли им. Выделенных по условиям реформы подъемных денежных средств едва хватило на переезд и покупку небольшого поголовья скота. На месте заимки Зыряновка, принадлежащей большекетским чалдонам, было определено место жительства прибывших татар . Пока строили дома, жили в вырытых землянках. Типы домов и построек полностью совпадают с архитектурой домов Казанской губернии. Более этого, приехавшие переселенцы-плотники пользовались большим спросом у местных жителей соседних деревень. Такие дома и постройки получили широкое распространение по всей территории Пировского района.

Потомки вышеперечисленных семей составляют костяк нынешнего населения села Икшурма, т.е. многие жители носят ту же фамилию, что и прадеды-переселенцы. Население деревни быстро росло за счет смешения этих семей. Многие породнились и имеют глубокие родственные связи.

Икшурма – в Татарстане, на реке Ик (в переводе со старотюркского означает «текущая вода») стоит деревня Старая Икшурма. Именно оттуда в начале ХХ века в Сибирь, в Бельскую волость приехали крестьяне-переселенцы. Исследователи отмечают, что типы домов у них полностью совпадали с архитектурой построек Казанской губернии. В память о родных местах они назвали и свое поселение.

 

Коврига – в урочище этой деревни есть небольшая круглая гора, похожая на ковригу. В давние времена эти места принадлежали сибирякам-чалдонам, крестьянам из д.Большая Кеть. Здесь у них располагались поля, покосы, а на горе находились рига (постройка для сушки и обмолота снопов) и омшаник (помещение для зимовки пчел). В годы Столыпинской реформы урочище было определено как переселенческий участок. Поселились на нем татары из Казанской губернии. Однако крестьяне-переселенцы не стали переименовывать Ковригу на свой лад, название-то хлебное, им понравилось!