Берега реки Кестымки ещё в писцовой книге 1629 года были закреплены за Мавлюшем Касимовым. Вдоль нее было основано несколько татарских починков. Однако не все починки продолжили свое существование, и вскоре объединились в одно. Так возникла д.Кестым, которая является самым ранним татарским поселением в Балезинском районе. Впервые упоминается в переписи 1678 года как «Починок Кештемской за Чепцею речкою, а в нем двор каринского татарина Маметхулка Шагумова сына Касимова, а в нем половники ево отяки….».

Относительно происхождения названия починка существует несколько версий. Местные жители считают, что Кестым – от слова «кэстем» - на местном диалекте «отрезал, спилил», и приводят легенду о том, что для строительства первого дома основатель починка приказал своим сыновьям рубить деревья. Один из сыновей спилил дерево и сказал: «Эти, мэн кэстем».

Историки считали, что название могло произойти от удмуртских слов «кеч» и «тем» (дословно «нет козы»), т.е. место, где нет коз. Однако если учесть, что в удмуртском языке звуки Ч и Ш не чередуются, то эта версия не имеет основы.

Более достоверным является версия о том, что название починку дали по названию одноименной реки Кестымка, которое в тот момент звучало чуть по иному – «Кештем» - именно как «Починок Кештемской» впервые упоминается починок. А слово «Кештем» произошло от тюрко-татарского слова «кеш» - соболь, и обозначало территорию, с которой собирали дань соболиными шкурами. (Для сравнениия - в таежной зоне Саяно-Алтая действовал институт киштымства, система которого зародилась еще в эпоху древнетюркских государственных объединений. Киштымами (кистимнер) являлись вассальные племена и роды. Они подвергались своеобразной социально-этнической эксплуатации со стороны господствующей племенной группы). Если учесть, что через Кестым раньше проходила Казанская дорога, то эта версия еще более подкрепляется. По этой дороге булгары, позже золотоордынцы могли приезжать сюда для сбора дани с местных племен.

Основатель Кестыма Мухаммедкул (Маметхулка) Касимов (родился в 1632 году) - потомок Касима Газыева, который в XVI веке в царских грамотах упоминается как арский князь. В той же переписи Маметхулка с сыном Селтекулкой (Саиткул), его брат Барьемалелейко (Байремгали) с сыном Аиткой (Аит) и дети покойного брата Маметелея (Мухаммедгали) значатся как жители д. Нижний Погост (Карино). Кроме Кестымского починка Мухаммедкул владел починками «над речкою Петелихою», «подле речки Мурылевки», «за речкою Петелихою». Родословная Мухаммедкула выглядит таким образом: Мухаммедкул – Шагум – Тренка– князь Бажен – князь Касим – князь Газый – Шаги Мансур - Газый Мансур. Переселился или нет Мухаммедкул на постоянное жительство в починок Кестымский доподлинно не известно. В переписи 1710 года его имя уже не упоминается – скорее всего, его уже не было в живых. А в починке Кестымском перечислены 3 двора с жителями: 1) Сеткул (Саиткул), Бехмемет (Бикмухаммед), Дусмамет (Дусмухаммед) Метхуловы (Мухаммедкула) дети Касимовы, 2) Альмей (Алмухаммед), Мряз (Мирас) Меметелевы (Мухаммедгалия) дети Касимовы, 3) Бектемир, Искиндер Беремелеевы (Байремгалия) дети Касимовы, Мустафа (18 лет) и Данабай (20лет) Аитовы дети Касимовы, дворовые люди старинные Уразай и Сафа Альмамышевы, вдова вотка Ахмурзина жена Муча Худашева с детьми. Этих людей с уверенностью можно назвать основателями Кестыма и предками современных жителей. В родословной каринских татар, предоставленной в 1784 году в Сенат для подтверждения княжеского титула, значится Исмай сын Максюта (1742-1801г.г.) переселившийся из Карино в Кестым . Его родословная выглядит следующим образом: Исмай (Исмагил) – Максют – Малик – Семён – Третьяк - князь Бажен – князь Касим и т.д. Из приведенных выше родословных видно, что все Касимовы, жители Кестыма, являются кровными родственниками – потомками арского князя Касима – основателя одного из самого большого татарского рода в Удмуртии – рода Касимовых. Это и не удивительно – на протяжении нескольких столетий за счет многодетных семей происходило увеличивание количества дворов и рост населения. Так, например, в 1816 году в деревне числилось уже 66 дворов. Сейчас в деревне проживает 21-ое поколение после Газый Мансура.


 

Кестымцы также состоят в кровном родстве с Касимовыми из деревень Падера, Бектыш, Ахмади Балезинского района и д. Татарские Парзи , Малые Парзи Глазовского района. (В д. Парзи переехал из Карино Нияз Семёнов сын Касимов – троюродный брат Мухаммедкула. Впервые в починке Парзинском он упоминается в переписи 1710 года. А починок Малопарзинский в середине XIX века основали переселенцы из г.Глазова, предки которых в 1792 году переехали туда из Кестыма).


 

Благодаря тому, что через Кестым проходила Казанская дорога (скорее всего она здесь заканчивалась – далее в Карино можно было плыть по р. Чепце), починок оказался в самом удобном расположении для занятия коммерцией. Торговле в Кестыме способствовали ещё две магистрали: в XVIII веке был проложен Сибирский тракт , а в 1898 году через Кестым началось движение по железной дороге Пермь – Вятка – Котлас. Особого расцвета торговля достигла в начале прошлого века. Кестымские торговцы были связаны с крупными общероссийскими рынками, такими как Макарьевская ярмарка. На ярмарки они увозили большими партиями шерсть, меха, воск, которые скупали у местного населения. А оттуда обратно возвращались с промышленными товарами: мануфактурные ткани, соль, сладости и т. п. Крупные торговцы имели в деревне, в волостном центре с. Балезино, в ближайших городах свои лавки, отдавали товар на реализацию коробейникам, которые разъезжали по окрестным деревням. В деревне по пятницам проходил базар, часто устраивались конные торжки. Особого расцвета торговля достига в годы НЭПа – к концу 1920-ых годов торговля стала одним из главных занятий кестымцев. Торговцы строили двухэтажные дома: на первом этаже располагался магазин, на втором жила многочисленная семья.

Благодаря высокому благосостоянию, среди местных татары был высокий уровень грамотности – каждая семья старалась обучить своих детей в местной школе при мечети. Удивляет тот факт, что в 1719 году несмотря на тот факт, что в Кестыме проживало всего 6 семей, местные татары содержали в деревне муллу Абдрахмана Байгулова сына Тюкина “для учения ребят татарской грамоте”. Была ли тогда мечеть в деревне - неизвестно. Впервые о существовании мечети сообщается 1743 году. А 1765 год упоминается как год открытия мусульманской школы. Благодаря торговле и высокому уровню грамотности религиозности жителей Кестым стал культурным, образовательным и религиозным центром для татар Глазовского уезда.

К 1918 году в деревне уже функционировали 3 соборные мечети (первая постороена в 1905 году, вторая открыта в 1910 году, третяя – в 1918 году), мусульманское мектебе, русско-татарская школа (открыта в 1916 году), мусульманская публичная библиотека-читальня (функционировала в 1916 -1918 годы.

Разрастался и сам Кестым В 1850 году в Кестыме было 72 двора, проживало 980 человек; 1891 году - 260 дворов, 1608 человек; в 1895 году - 275 дворов, 1831 человек, к началу 1930 годов – около 500 дворов и 2500 человек. Почти все жители носили фамилию Касимов.

Ныне действующая мечеть была построена в 1903-1905 годы. Это событие сохранилось в народной памяти и как знаменательная, и как трагическая страница в истории села: в жаркий летний день 1903 года в Кестыме произошел большой пожар, от которого пострадали 136 хозяйств деревни. Все трудоспособные жители деревни находилось на сенных угодьях, где жили неделями. В деревне оставались лишь стар и млад. Возникший пожар из-за сильного ветра охватил половину деревни. Сгорела и мечеть. Гусман хаджи, построивший мечеть в это время находился в хадже. На обратном пути Гусман-хаджи узнает об этом страшном событии и дает себе клятву отстроить мечеть заново, если его хозяйство не сгорело. По рассказам старожилов, произошло чудо - во время пожара ветер поменял свое направление, и улица, где стоял его дом, осталась невредимой. После возвращения клятва была выполнена и в 1905 году в деревне открылась новая просторная мечеть, которая в первозданном виде сохранилась до сегодняшнего дня. Мечеть закрывалась лишь в 1941-1946 и 1953-1957 годы. В настоящее время в ней проводятся праздничные намазы. В 2010- 2013 годы рядом со старой была построена новая Соборная мечеть (имам - хатыб Касимов Ильмир Харисович). В мечети ежедневно проводятся намазы, функционирует воскресная школа по изучению основ Ислама. В Кестымскую махаллю так же входят татары, проживающие в п. Балезино и в д. Гордино.

В 1918 году в бывшем здании мусульманской школы был открыт первый татарский клуб, где был организован драмкружок для постановки татарских пьесс. (В 1916 году в Кестыме открыли Русско-татарскую школу. По воспоминаниям очевидцев, преподавательница русского языка из учеников организовала драмкружок и ставила небольшие пьесы русских авторов. Библиотекарь Кестымской библиотеки (действовала в 1916-1918 годы) и имам третьей кестымской мечети Чачаков Мухаммедхади специально для этого написал две пьесы на татарском языке. Они тоже были поставлены. К сожалению рукописи пьес были утеряны еще в те годы). В 1930-ые годы клуб был переведен в специально перестроенное из кулацкого дома здание. В 1957 году сельская молодежь построила новое деревянное здание. А в 1978 году было открыто просторное кирпичное здание, построенное на средства колхоза имени Кирова (председателем тогда был Корепанов Юрий Иванович, благодаря инициативе которого в деревне были построены все необходимые социальные объекты). Позднее клуб был преобразован в Кестымский центральный сельский дом культуры. В настоящее время на базе Сельского дома культуры успешно функционирует Татарский национальный центр Балезинского района (организован в 1988 году, руководитель – Касимова Светлана Казбековна, с 1994 года директор Кестымского ЦСДК, с 2016 года имеет звание “Заслуженный работник культуры УР”). ЦСДК так же является центром этно- туристического маршрута “Один день в Кестыме”. В настоящее время в доме культуры действуют различные взрослые и детские национальные татарские коллективы, в том числе:

· Драматический кружок (был создан в 1916 году в русско-татарской школе), старейший в Удмуртии.

· Хоровой ансамбль (создан в 1950 годы),

· Фольклорный ансамбль “Чишмә челтерәве” (создан в 1970 годы. В 2008 и 2013 годы – участник, в 2014 году лауреат 2-ой степени в номинации «Лучший вокальный коллектив» Всероссийского фольклорного фестиваля «Түгәрәк уен»); лауреат I степени IV Международного фестиваля традиционной культуры тюркского мира «Урмай- Залида – 2016», лауреат различных международных, республиканских и межрегиональных фестивалей)

· Вокально-инструментальный ансамбль (создан в 1970 годы),

· Фольклорный детский ансамбль (создан в 2014 году),

· Детский ружок “Ак калфак” для изучения татарской культуры (создан в 2015 году).

На базе Кестымского ЦСДК проводятся районные и республиканские мероприятия, праздники Сабантуй, Навруз, Карга боткасы.

Большой вклад в развитие Кестымского ЦСДК внес художественный руководитель (работал в 1980-2015 годы) Касимов Муса Мустафаевич, заслуженный работник культуры УР.

Глубокие корни имеет Кестымская школа. До 1895 года школы для мальчиков и девочек располагались в арендованных прихожанами нижних этажах двухэтажных жилых домов. А к сентябрю 1895 года усилиями прихожан было построено специальное здание для школы – мектеб. Однако в 1903 году в Кестыме здание школы сгорело.

В 1905 году Гусман Рамазанович построил просторное здание из нескольких комнат для мужской школы, которые служили и классами, и общежитием для многих учащихся. Здесь они обучались, готовили пищу, спали, проводили свободное время.

Женская школа размещалась в специально арендованном доме, где обучались ежегодно до 90 девочек.

Наибольшего подъёма образование достигло в 1910 - 1911 годах. В Кестыме тогда обучались 170 мальчиков и 140 девочек.

Таким образом, в досоветское время в Кестыме была развитая система образования. Действовали мужской и женский мектебы, обучение так же велось в мечетях и домах мулл. А весной ученики со всей деревни собирались в центральной мечети, где устраивались публичные экзамены, на которые приходили духовенство, старейшины деревни и просто зрители. Особо способных юношей отправляли для дальнейшего обучения в высшие мусульманские училища России и мусульманского Востока.

Революция 1917 года внесла коренные изменения в систему образования. Школа была отделена от религии и провозглашена светской. В 1918 году в Кестыме открывается школа первой ступени. В 1928 году построили специальное здание школы

В 1920-30гг. развернулась кампания по ликвидации безграмотности. В 1930 году школа I ступени реорганизована в школу колхозной молодежи, которая позднее стала семилетней. В 1940 году началось строительство нового двухэтажного здания школы (директор школы - Хасанов З.Ш.). Планировали закончить к 1 сентября 1941 года. Однако начало Великой Отечественной войны внесло коррективы в работу. Из села ушли на фронт около 400 мужчин. Школу пришлось достраивать уже силами женщин и детей, так как мужчины ушли на фронт (директор школы - Ахмаров И.В.).

В 1966 году в соответствии с постановлением Совета Министров Удмуртской АССР за № 257 Кестымская восьмилетняя школа была преобразована в среднюю школу.

В 1987 году введено в эксплуатацию новое кирпичное двухэтажное здание школы, где созданы все условия для воспитания и обучения детей.

Кестымская школа выпустила много поколений учеников. Среди них много каандидатов и докторов наук, врачей и инженеров, работников культуры и образования, представителей других профессий.

В настоящее время школа является одной из базовых в республике по изучению татарского языка (директор Касимов Камиль Шамильевич). Татарский язык и татарская литература преподаются как предметы. Остальные предметы преподаются на русском языке. В школе уже традиционными стало проведение дней татарского театра, межрайонного конкурса чтецов на татарском языке, различны конференций и конкурсов. Ученики школы ежегодно становятся победителями республиканской и всероссийской олимпиады по татарскому языку и литературе. В настоящее время преподаватель татарского языка и литературы - Касимова Алсу Мусиновна, награждена Грамотой Министерства образования и науки УР, Почетной грамотой Государственного Совета УР, Благодарностью Испокома Всемирного конгресса татар, Министерства образования РТ.

В школе с 1992 года функционирует историко – этнографический музей “Татар Йорты”, руководитеем которого в 1992 - 2004 годы работала Касимова Хания Ибрагимовна, учитель начальных классов, заслуженный работник образования. С 2004 года музеем руководит Касимов Ильмир Харисович. В настоящее время музей состоит из двух комнат: краеведческой и этнографической. В этнографической экспозиции представлены интерьер татарского дома начала XX века, интерьер лавки торговца. Центральное место в краеведческом зале занимает экспозиция, посвященная Ахмарову Ибрагиму Валиулловичу, первооткрывателю кометы. Фонды музея постоянно пополняются новыми экспонатами, отражающими историю, культуру и быт татарского народа. Музей является самым богатым музеем, посвященным чепецким татарам. Его передвижные экспозиции постоянно участвуют в республиканских и всероссийских мероприятиях. Так в 2013 году экспонаты музея были представлены в Казанском кремле, в 2016-2017 годы шамаили (мусульманские картины) выставлялись в мечети Кул Шариф в Казани.

Д. Кестым является административным центром МО “Кестымское”. В деревне действуют мечеть, Центральный сельский дом культуры (ЦСДК), средняя общеобразовательная школа, детский сад, фельдшерско-акушерский пункт, отделение почтовой связи, сельская библиотека, сеть магазинов, Социальный дом для инвалидов и престарелых, а также ООО «Кестымский» (производство сельхоз. продукции). Расстояние до районного центра Балезино 6 км. В настоящее время в деревне 336 хозяйств, проживает 838 человек, из них 84% - татары.

Традиционным праздником кестымцев до 1930-ых годов был “Җыен”. На него съезжались татары со всего Глазовского уезда, приезжали гости из Карино. В деревне устраивали Большой Сабантуй (Малый Сабантуй устраивался ранней весной исключительно только для жителей деревни), организовывали большую ярмарку с различными весельями (карусели, танцующие медведи). Вечером устраивались игрища для молодежи на берегу р.Кестымки. Однако в годы Советской власти традиция полностью была забыта. Вместо “Җыен” стали проводить октябрьские праздники с приглашением родственников из других деревень.