Происхождение названия села Суык-Су по одной из версий связывают с наличием в той местности ключей с холодной чистой водой (от тат. «суык» — «мороз», «су» — «вода»). Отсюда же и русское название — Ключищи. Первое свидетельство существования села относится к 1610 г. Оно упоминается в связи с наделением землей служилых людей.

По имеющимся сведениям в 1647 г. часть служилых татар с юго-восточных окраин России, в качестве награды, переводится после долголетней службы в более спокойные места, в частности, в Ключищи. На карте Нижегородской губернии конца XVIII в. она именуется «селом и слободой на реке Пьяной».

По данным 1790 г. в этом селе проживал 1261 человек (629 мужчин, 632 женщин). Культовые сооружения этого селения, возможно, старейшие из мечетей Нижегородского края. Документально отмечено существование первой мечети уже в 1706 г. Наряду с этим храмом к 1798 г. мусульмане обрели еще одно достойное место поклонения Всемогущему Аллаху. Тогда это зажиточное и крупное (число дворов — 236, в них 707 душ) селение имело две соборные мечети. Во главе их к началу XIX в. стояли достойные духовные лидеры: Фейзулла Абубякеров (Фейдулла Абубекиров) с 1803 г. вел службы в старейшей соборной мечети (фиксируется по источникам как мулла в 1826 г.); имамом и мударрисом второй — пятивременной — мечети являлся Хамит Бигилдин. Он направлял деятельность мектебе, созданного не позднее 1797 г. и преподавал религиозные основы детям. В 1812 г. здесь обучалось 80 мальчиков. Умма в благодарность за хорошую службу давала священнослужителям вознаграждение от 50 до 70 рублей. На содержании общества также находился азанчей первой мечети — Абдулсалям Текаев (на посту с 1812 г.).

К середине XIX в. селение выросло (к 1859 г. число жителей достигло 2859 человек) и стало более зажиточным. Эти условия, по всей видимости, были благоприятны для постройки новых мечетей. Уже к 1859 г. их насчитывалось здесь четыре. Желанием уммы муллой в приход был определен сын прежнего азанчея, Нурмухамят Абдулсалямов (с 1835 г.) с помощником Саляхетдином Губейдуллиным. Второй приход возглавили: Айнетдин Хаметов (имам с 1858 г.) и Абдул Башар Айнетдинов; Феткулла Хусейнов был с 1868 г. азанчеем этой мечети. В третьей мечети «духовные требы» исправляли Б. Калимулин и Файзрахман Рызванов.

В 1863 г. по ходатайству верующих четвертая, до этого пятивременная, мечеть была «переименована» в соборную. Тогда же ее возглавил сын азанчея этой мечети Хамидуллы Фейзуллина — Мухамят Закер Хамидуллину. С общего согласия уммы в 1875 г. вторым имам-хатыбом третьего прихода стал Камалетдин Губейдуллин (около 1850 г. р.). В начале XX в. этот человек за свои моральные качества, трудолюбие и примерное исполнение богослужебных обязанностей был отмечен правительственной наградой, а именно: 24 февраля 1914 г. К. Губейдуллин «в воздаяние отлично-усердной службы получил серебряную медаль с надписью «За усердие»».

В период 60—70-х гг. XIX столетия на личные пожертвования в селе возведена пятая соборная мечеть. Духовными лидерами нового прихода стали Мухамят Садек Бахтияров и Башар Мухамят Садеков (сын имама). Муллы сумели достойным образом наладить работу пяти местных мектебе, общее число учащихся к 1878 г. — 295 человек.

На рубеже веков умма имела достаточно возможностей для организации еще одного, шестого по счету, прихода. Мечеть была выстроена в 1909 г. благодаря усердию верующих. По их желанию муллой в ней стал Абдул-Азиз Шигабетдинов. Жители довольно активно занимались торговлей, промыслами. Уровень экономического развития этого селения был сравнительно высоким. Поэтому верующие стали перестраивать уже существующие храмы, подновляя их, а здание третьей соборной мечети, уничтоженное пожаром, пришлось полностью восстанавливать. Это происходило в период с 1901 по 1911 гг. В это же время муллами первой мечети являлись братья Саляхетдиновы — Азым и Летфулла, унаследовавшие этот пост от отца. Пятую мечеть возглавлял образованный (богословие изучал в медресе Азимовской мечети города Казани) молодой мулла Мухаммед Башаров (сын прежнего имама). К 1914 г. место имама второго прихода по-прежнему занимал Б. Айнетдинов; третьим руководил Мяжетдин (Минажетдин) Низаметдинов, а муллой четвертого являлся Камалетдин Губейдуллин. Наконец, в пятую мечеть был определен Минажетдин Бедретдинов. Эти люди принимали активное участие в руководстве сбора средств для нужд армии в годы первой мировой войны.

События 1917 г. резко изменили жизнь уммы. Теперь, в зданиях мектебе располагались светские школы. В 1918 г. три приходских учебных заведения были изъяты у верующих. Однако по данным регистрации 1927 г. все шесть мечетей продолжали функционировать, прежние духовные лидеры оставались во главе приходов. Но участь мектебе ожидала и мечети.

Ключищенский имам Салахетдин Башаров (Басеров) (1877—1937) (человек не богатый, на его содержании была семья из восьми человек) был арестован и расстрелян в 1937 г. М. Бедретдинов (1865—1937), мулла пятой соборной мечети, также пострадал во время репрессий. Будучи состоятельным человеком (его имущество в 1933 г. оценивалось в 8588 рублей), этот престарелый имам содержал 11 человек родных. Его сын, Каюм Минажетдинов «служил при нем» азанчеем. В 1937 г. М. Бедретдинов, также как С. Башаров, был арестован и расстрелян. Такая же участь постигла и Л. Саляхетдинова (1870—1937). После его гибели в 1937 г. сиротами остались три сына. Был уничтожен и еще один имам — Жаббар Бурганов (1874—1937). Тогда же 42-летний азанчей Каюм Бахтияров и мулла Знатдин Камалетдинов (1890 г. р.) были приговорены к 10 годам лишения свободы. Вероятно, судьба священнослужителей Ключищ была самой суровой среди всех лидеров религиозных общин Нижегородчины.

В 1938 г. первая и четвертая мечети были закрыты под клуб и школу. Деятельность имамов (третьей мечети — А. Бургаметдинова и Минажетдина Низаметдинова и шестой мечети — Шигаметдина Гафурова и азанчея Низаметдина Файзрахманова, 1864 г. р.) теперь ставилась вне закона. Пятая мечеть (до 1937 г. мулла — Салахетдин Башаров) «желанием верующих» была передана под школу также в 1938 г.

В 1940 г. (октябрь—декабрь) «общим решением граждан селения» вторая и третья мечети были переданы властям. Здесь планировалось разместить школу (во второй) и клуб (в третьей).

В послевоенное время верующие молились в частных домах; обычно на намаз собиралось 20 человек. Муллой являлся М. Халилов (1884 г. р.).

В январе 1990 г. было зарегистрировано «религиозное общество» мусульман села Ключищи. Председателем его был избран Исмаил Каюмович Каюмов. На средства уммы было возведено новое здание мечети.

В 19** году в селение Ключищи Сергачского уезда Нижегородской губернии 2848 жителей(1433 м.п., 1415 ж.п), из них татар-магометан 2803 жителей(1414 м.п., 1389 ж.п), татар-христиан 45 жителей(19 м.п., 26 ж.п).

В 1859 году в Ключищи Сергачского уезда Нижегородской губернии в 462 дворах 2859 жителей(1466 м.п., 1393 ж.п).

В 1877 году в деревне Ключищи Ендовищенской волости Сергачского уезда Нижегородской губернии в 565 дворах 3277 жителей, бывшие государственные крестьяне, имеется 5 мечети.

В 1895* году деревне Ключищи Ендовищенской волости Сергачского уезда  Новгородской губернии 4195 жителей (2135 м. п., 2060 ж.п.).

В 1897 году в деревне Ключищи Сергачского уезда Нижегородской губернии в 3587 жителей(1556 м.п., 2031 ж.п.), все мусульмане.

В 1911 году деревне Ключищи Ендовищенской волости Сергачского уезда  Новгородской губернии 5075 жителя(2688 м. п., 2387 ж.п.), из них татар 5045(2667 м. п.,  2378 ж.п.)(татар-мусульман 5027 (2657 м.п., 2370 ж.п.), крещенных татар 18(10 м. п., 8 ж.п.)), русских 30 (21 м. п.,  9 ж.п.).

 

— деревня (татарская) Нижегородской губернии, Сергачского уезда, при речке Поре. Дворов 574, жителей 3468; 5 мечетей и 4 медресе.

http://web.archive.org/web/20131215003958/http://myslim.ru/avyl/klyuch.htm