В годы войны «Клятвенное обещание» властям дал Осман Асфандияров, сын упомянутого ранее Асфандияра Ярмухамятова. Тем самым он был приведен к присяге и стал муллой первой соборной мечети. Впоследствии он сам организовывал приведение к присяге мулл Сергачского уезда, в тюрьмах читал Коран осужденным мусульманам.
Во второй соборной мечети был утвержден в должности му'аззина 25-летний Ахметхан (Ахмеджан) Сытдиков, отличавшийся хорошим поведением по оценкам односельчан и потому считавшийся достойным.
Советская власть внесла в жизнь села много нового. В 1918 г. религиозная школа была преобразована в светскую. Теперь в этом небольшом одноэтажном деревянном помещении не звучали айаты Корана. Шесть советских учителей преподавали детям иные учебные дисциплины . В 1920 г. открылась библиотека, которую по партийным сводкам посещало 762 подростка (от 6 до 17 лет).
В 20-е гг. в селе жило полторы тысячи человек, продолжали функционировать две мечети, религиозную жизнь которых направляли Ахмеджан Хисяметдинов, Юнис Фейсханов и Осман Асфандияров.
В 30-е гг. жители села испытали на себе более жесткие новации Советской власти. В 1930 г. была закрыта вторая соборная мечеть. Здание было предназначено под клуб. В 1934 г. встал вопрос о закрытии первой соборной мечети. Решение о ее закрытии было вынесено (якобы) группой верующих мусульман, которые 3 мая 1934 г. написали ходатайство в отдел по религиозным делам Всероссийского ЦИК следующего содержания: «В нашей деревне испокон века было две мечети, из которых одна еще лет пять тому назад занята под клуб, а другая до последнего времени оставалась в распоряжении верующих и служила местом отправления религиозных обрядов и молитв. Общее собрание членов Кочко-Пожарского колхоза «Авангард» 11 сего апреля вынесло постановление о закрытии последней мечети и передачи ее в распоряжение колхоза».
Верующие пытались объяснить властям, что на собрании колхозников присутствовало меньшинство жителей деревни, что голосование по вопросу о закрытии мечети не проводилось, что мечеть нужна, а в религиозные праздники в ней собирается более 800 человек, ссылались на закон «о свободе религии». Однако эти соображения не были приняты в расчет — и к 1935 г. действующих мечетей в деревне не осталось.
В 1937 г. мулла Осман Асфандияров был задержан, подвергнут побоям, три месяца его держали под арестом. Возвратившись в деревню, он формально отказался от сана. Его брат, Ракшад Юнисов, имел желание быть муллой, но, учтя тревожную ситуацию, посвятил себя только учительскому труду.
После Великой Отечественной войны верующие села Кочко-Пожарки сделали еще одну попытку обратиться к властям с ходатайством теперь уже об открытии мечети. Решением от 14 июня 1947 г. исполнительного комитета Горьковского областного совета депутатов трудящихся просьба верующих была отклонена, и последовало указание переоборудовать здание бывшей мечети под сельский клуб.
Но верующие продолжали собираться на молитвы в частных домах. Досточтимый Осман Асфандияров оставался на посту муллы.
В настоящее время в Кочко-Пожарках выстроена одна мечеть. С 1996 г. ее возглавляет — Габдылфатих Габдылхаевич Ибрагимов (1937 г. р.).
В 19** году в селение Кочко-Пожарки Сергачского уезда Нижегородской губернии 1540 жителя(802 м.п., 738 ж.п), население татары-магометане.
В 1859 году в Кочко-Пожарки Сергачского уезда Нижегородской губернии в 221 дворах 1677 жителей(882 м.п., 795 ж.п).
В 1877 году в деревне Кочкопожарки Семеновской волости Сергачского уезда Нижегородской губернии в 490 дворах 1787 жителей, бывшие государственные крестьяне, имеется 2 мечети, школа, 11 ветряных мельниц.
В 1895* году деревня Кочко-Пожарки Семеновской волости Сергачского уезда Новгородской губернии 2375 жителей(1183 м. п., 1192 ж.п.).
В 1897 году в деревне Кочка-Пожарки Сергачского уезда Нижегородской губернии в 1683 жителя(732 м.п., 951 ж.п.), все магометане.
В 1911 году деревне Овечий Врагъ Семеновской волости Сергачского уезда Новгородской губернии 2792 жителя(1441 м. п., 1351 ж.п.), все татары-мусульмане.
|