В 3 км от Тарейского находился участок Кулиш. Создан в 1909 г. Относился к Тайшетскому подрайону Алзамайской волости. Ссудная полоса в 250 рублей. Участок поселкового пользования, общее число душевых долей – 232, норма земельного надела – 11 десятин, площадь удобной земли – 2 551 десятина. (Интересно, что позднее, в 1921 г., в Тарею приехали еще несколько семей из этой деревни, спасаясь от голода).

На 1 января 1911 г. водворенных крестьян или зачисленных участков не значится. Зачисление долей началось в 1912 г.: в этот период зачислено 36 семей, 83 доли, такие данные показаны в ведомостях о водворении и зачислении на 1 января 1913 г. Первые поселенцы прибыли, скорее всего, в октябре 1913 г., так как на 1 ноября числится 47 семей, в том числе 147 мужчин. В течение ноября 1913 г. в Кулиш приехали еще две семьи (151 мужчина). Затем мы наблюдаем лишь небольшое изменение в численности поселка: на 31 мая 1914 г. числится 50 семей, на 30 июня – 51 семья, на 31 июля 1915 г. – 52 семьи. Число душ мужского пола в 1914–1915 гг. останавливается на 147. Следовательно, общее число жителей было около 300 человек. Количество зачисленных долей на протяжении этих трех лет почти не менялось: 36–37 семей и, соответственно, 82–83 доли. В изученный нами период они так и оставались свободными.

Таким образом, можно сделать вывод, что участок Кулиш был фактически заселен одной большой партией крестьян, прибывших одновременно в конце 1913 г.".

Заселение деревни Кулиш. Деревня Кулиш моя родная деревня. Здесь родились мой папа Гареев Ринат Рафаилович, дедушка Гареев Рафаил Миниярович и бабушка Хафиса Гафановна. В Кулише имеется 60 дворов, проживает 220 человек, 81 из них дети и молодежь до 18 лет. У нас очень хорошая школа с большим пришкольным участком, где мы выращиваем овощи, имеется подсобное хозяйство: коровы, овцы, куры, гуси. Работает в деревне Досуговый центр, при нем создан музей деревни. Меня заинтересовало, когда и как мои родные оказались в Сибири, как происходило заселение деревни. На территории Чунского района Кулиш появился в 1912 году, в результате столыпинского переселения. О том, что правительство планировало заселение нашей местности, говорит карта окрестностей Кулиша с планом деревни. Карта подготовлена переселенческим управлением и сейчас хранится в деревенском музее. Участок Кулиш был подготовлен к заселению в 1909 году. Сначала группы татар прибывали в переселенческие пункты в Канск, Тайшет, Братск, Нижнеудинск и Алзамай. Переселенческие пункты были плохо подготовлены к встрече массового потока людей, они месяцами жили в неотапливаемых помещениях, простывали, нередко умирали. Например, отец Мининур Гарифулловны Асановой умер на переселенческом пункте в Братске, похоронен там же. Кулишский участок состоял из 232 душевых долей, норма земельного надела составляла 11 десятин на 1 душу мужского пола, имелось 255 десятин удобной земли. На этот участок в 1912 году прибыло сразу 36 семей. Через год количество заселившихся семей выросло до 49. В последующие годы численность изменилась мало: в 1914-51 семья, в 1915 - 52 семьи. Таким образом, заселение деревни происходило сразу большими группами. Моя прабабушка Хадича Гиниятовна Шарыпова рассказывала, что татары прибыли на 33 подводах, а уже на месте их распределили на три участка: Кулиш, Тарею и Сережкино. Семья моей бабушки вначале прибыла в Тайшет, оттуда отправили одного тайшетского татарина посмотреть земли и принять решение о возможности заселения. Этот человек по имени Низам посмотрел земли, а, вернувшись в Тайшет, сообщил всем: земли там хорошие и что он успел построить 2 х-этажный дом, способный принять переселенцев. Когда прибыли на место, оказалось, что никакого дома нет, лежат лишь 2 срубленные дерева, да кругом тайга. Собрались люди у костра, поплакали, делать нечего, надо обживаться. На первое время сделали шалаши, покрытые корой лиственницы, потом начали копать землянки, да корчевать лес. На открытых местах строили небольшие дома, позже к ним делали пристройки. Деревня была окружена поскотиной из жердей. Как заниматься хлебопашеством в сплошной тайге? Вот и пошли на заработки в Мироново, Бунбуй, Ганькино. Косили сено, убирали урожай, ухаживали за скотиной, выполняли любую работу, лишь бы заработать себе пропитание. Среди татар было много умельцев: Галиуллины рыли колодцы, Галлеев Шакир гнал деготь, бондарничал Габдурахман Ганеев, Ганеев Давлятбай делал наличники, Габидулла Гареев – сани, телеги, колёса. Кузнецом был Мусин Гилач. Первоначально в деревне не было ни пашен, ни огородов. Постепенно, понемногу расчищали тайгу, устраивали поля, огороды. Одновременно строили дорогу в Баер. Дорога проходила через заболоченный участок, где протекало много маленьких ручейков. Минигаян Ямолдиновна Ганеева рассказала, что на дорогу возили песок, глину и колотушками вбивали их в болото. Через ручейки строили мосты, их называли именами строителей: мост Галянура, мост Шаймардана, мост Галима. Один из мостов назывался «Чалдонский мост», Его строил русский, охотившийся в этих местах. Одна из сопок на пути в Баер называется гора Малика. При строительстве дороги Малик - бабай срубил дерево, которое упало между сопок в виде мостика и осталось висеть там. Вдоль дороги в 8 километрах от деревни был кедровый лес. Сейчас на месте, где прошла дорога, нет ни ручьев, ни болота. Кочки на болоте вырубили на силос, так как сенокосов в деревне не хватало. Болото и ручьи высохли, кедровник сгорел при лесном пожаре. Наша деревня расположена недалеко от озера и возможно, деревня названа по озеру, куль по-татарски – озеро. Кулиш - у озера. Кстати озеро раньше было небольшим, его расчистили и расширили в 70-е годы, в бытность управляющего II отделения совхоза «Чунский» Минагзама Мингалеевича Раянова. Другая версия о названии деревни предполагает, что на месте деревни располагались охотничьи угодья человека по фамилии Кулешов. Некоторые люди считают, что Кулиш прежде назывался «Эч – Нарат». Но это художественный вымысел писательницы Хаернисы Сафиной, так она назвала деревню в книге «Гульшира». Хаерниса Исаевна Сафина работала в Кулише учительницей. Заселение деревни продолжалось и в 20-е годы, но уже не организованными группами, а отдельными семьями. Семья Гульямал Мухамадьяровны Нурисламовой приехала в Сибирь в 1921 году в период голода в Поволжье. В годы войны прибыли в деревню беженцы, но после окончания войны они уехали из деревни. В 30-е годы в деревне поселились 3 сосланных попа. Люди боялись их, не общались с ними, не пускали в дома. Жили они в маленьком домике, во дворе Гильметдина Габдрахимова. Потом люди поняли, что они безвредные люди. Два попа потом уехали из деревни, а третий самый молодой остался, но, провожая своих старших товарищей, горько плакал и долго ходил по дороге. До сих пор в деревне среди татар существует поговорка: «Что ты ходишь туда - сюда как плаксивый поп?» в Кулише открылась в 1924 году, первый учитель Г. Ломанов. До этого детей учил в мечети Инсафетдин – мулла. В период коллективизации в деревне открылись детские ясли, воспитательницей была одна женщина по имени Сайдикомал, она потом работала учительницей в Тарее. Родители носили в ясли продукты на обед: молоко, кашу. В яслях детей переодевали в казённые платья. Сейчас Кулиш не является чисто татарской деревней, татары в ней составляют 70 %, но родным языком владеют лишь 56,4 %. Проживают здесь и русские, и молдаване, и украинцы, и мордва. Происходило это так приезжали в деревню молодые учительницы, и другие специалисты, выходили замуж за местных жителей и оставались жить в деревне, а деревенские девушки выходили замуж за представителей других национальностей. В межнациональных семьях дети не знают татарского языка, его они учат в школе как иностранный. В своей работе я постаралась показать, как происходило заселение деревни, как трудно пришлось первым поселенцам, среди которых Галиуллины, Шергазины, Файзуллины, Шарыповы, Гареевы, Ганеевы, Карымовы. Сейчас в деревне нет никаких предприятий, но люди живут здесь, и будут жить, деревня не исчезнет, пока существует школа. В деревне проводятся национальные и религиозные праздники: Сабан-туй, Гаит, Курбан и другие. Гареева Маша.

Гареева Маша.

лето 060 лето 061

В Кулише живы приметы старины.

 

 

 

 

https://www.ogirk.ru/2018/12/19/novatorskie-idei-v-starinnoj-derevne/