Предания связывают возникновение деревни с приходом трех семей с Мещеры, из-под Касимова, из некоей деревни Аджа-аул. На высоком холме они соорудили свои землянки, положив начало поселению. Если следовать этой версии, то этнической первоосновой населения деревни были тюрки-мишари. Впоследствии селение оставалось моноэтничным — татарским. Точное время основания М. Рыбушкина не установлено, однако, учитывая, что до XVII в. Касимовское царство (откуда явились первопоселенцы) играло вполне самостоятельную роль, а Нижегородское Межпьянье располагало известным лимитом земельного фонда — уместно связать возникновение М. Рыбушкина с периодом не позже XVI в. К тому же документированное упоминание об Азеевой Яме относится к 1553 г. и свидетельствует о том, что ее население обслуживало ямской тракт Кадом — Елатьма — Симбирск. Служилые татары Азеевой Ямы кормились ямским промыслом и в середине XVII в., работая на трассе Владимир — Касимов — Саратов. Широко известно, что служилые татары, как социальный слой, играли тогда заметную роль в жизни государства Российского. В XVI и XVII вв. они участвовали в событиях внешней политики, войнах, хозяйственной жизни страны, ее внутренних потрясениях. События крестьянской войны под руководством С. Г. Разина не обошли стороной и Рыбушкино. По разному реагировали служилые татары Поволжья на смуту XVII в. Одни поддерживали разинцев, другие активно боролись с ними. Документы свидетельствуют, что в 1670 г. один из разъездных отрядов разинцев вошел в Рыбушкино и в доме некоего Буланки Али-бякова шла агитация в поддержку восстания. По источникам известно, что в конце XVIII в. в деревне М. Рыбушкино насчитывалось 95 дворов и в них проживал 501 человек (286 мужчин и 215 женщин). Преимущественно население оставалось служилыми татарами. Но, кроме того, в деревне имелась незначительная часть помещичьих крестьян. Основой хозяйственной жизни было земледелие. Согласно переписи площадь пашни исчислялась в 2058,4 десятины. Переработка зерна шла на одной ветряной мельнице. Что касается религиозной жизни деревни, следует повторить: основателями поселения были татары-мусульмане. Поскольку они явились из селения Аджа-аул, где уже существовала мечеть, то естественно считать, что, обосновавшись на новом месте, жители деревни со временем возвели собственное молельное здание. В конце XVIII в. махалля деревни М. Рыбушкино располагала мечетью. К середине XIX в. в деревне имелось не менее двух мечетей. Основания для такого предположения есть. В 60-е гг. прошлого века в Рыбушкине случился большой пожар. После него пришлось на месте сгоревшей так называемой Старой мечети ставить новое здание. Его по-прежнему именовали Старой мечетью. Из этого следует, что в середине XIX в. М. Рыбушкино располагало, как минимум, двумя мечетями («Старой» и, по-видимому, «Новой»). К сожалению, до нас не дошли имена имамов того времени. Исключение составляет имя Юсипа-муллы. По-видимому, это был уважаемый в деревне человек, так как о нем до сих пор помнят старожилы. Двое его сыновей так же были муллами. Между прочим, нынешний имам Малого Рыбушкина ведет свой род от имама Юсипа. |
Имам Исмаил Юсипов (1859—1937), будучи настоятелем первой соборной мечети («мечети на горе»), достойно продолжил дело отца. Он был священнослужителем задолго до революции, читал намаз в годы советской власти. Имам не отказался от сана, был репрессирован и умер в тюрьме, спустя неделю после ареста, будучи 78-летним стариком. Еще до революции, а затем и после 1917 г., обязанности имама другой мечети исполнял Бадретдин Идрисов. Двое из его сыновей — Абдурахман (1902—1937) и Абдулкадер (? —1937) пошли по стопам отца. В 20-е гг. оба брата Бадретдиновы были зарегистрированы как руководители первого прихода первой мечети. В то же время (1927 г.) имамом второй соборной мечети был Хамят (Хамсият) Ибрагимов, а имамом третьей мечети являлся Осман Юсипов — сын Юсипа-муллы . Средняя стоимость каждого из трех культовых зданий М. Рыбушкина оценивалась в 1750 рублей, что соответствовало в целом средней стоимости большинства тогдашних мечетей Нижегородчины. В 30-е гг. были закрыты все три мечети. По воспоминаниям Жяфяра Исмаилова (ныне председателя религиозного общества деревни, дважды хаджи), в годы Великой Отечественной войны деревянное здание одной из мечетей было разобрано, а стройматериал увезен в Петряксы для сооружения больницы. Здание другой мечети было использовано под зернохранилище, минареты с уцелевших зданий храмов снимались после войны. Судьба священнослужителей М. Рыбушкина сложилась трагично: жизнь имамов Абдурахмана Бедретдинова, Абдулкадера Бедретдинова и Исмаила Юсипова оборвалась в 1937 г. в ходе сталинских репрессий. До войны, в 1940 г., была закрыта под школу вторая соборная мечеть. В годы войны верующие молились на кладбище во время праздников и совершали ежедневный намаз в частных домах. В 1947 г. один из мусульман села (Мустафа Казык-бабай ) отправился пешком в г. Горький просить власти об открытии хотя бы одной мечети. Об этом хлопотали многие рыбушкинцы, а также жители Ново-Мочалея и Овечьего Оврага (всего более 750 человек). В результате их усилий власти пошли им на встречу: 16 мая 1948 г. религиозное общество было зарегистрировано, и в том же году открыта одна мечеть. Это был деревянный храм, построенный еще в 1915 г. Мечеть не имела минарета, так как ранее, в 1946 г., была передана под МТС. Из Б. Рыбушкина и окрестных деревень сходились верующие на молитву. Обычно собиралось около 30 человек, на джуму — 200, а по праздникам — до 500. Обязанности имамов выполняли, сменяющие друг друга священнослужители. Азанчеями мечети были Мустафа Измаилов (до 1965 г.), а с 1965 по 1997 гг. — Ахмет Ибрагимов, (1908 г. р.). В 70—80-е гг. председателем религиозного общества являлся Исхак-абы. Новая мечеть была построена из камня в 1994 г. на средства общины рядом со Старой. |
http://web.archive.org/web/20131215002205/http://myslim.ru/avyl/m_ryb.htm