Падера – татарская деревня, является одним из центров компактного проживания чепецких татар. Живут в основном однофамильцы - Касимовы. В деревне есть неполная средняя школа, детский сад мечеть, сельский дом культуры, сельская библиотека, фельдшерский пункт, магазины, пекарня.
Починок Падера (первоначальное название – “починок Юндинский над речкой Падерой) был основан между переписями 1782 и 1795 годов выходцами из д. Кестым “за малоимением пашенной земли и прочих угодей”. Основателями починка в документе значатся: Губайдулла Мавлюкаев сын Касимов с женой (его родословная : Губайдулла – Мавлюкай – Курбанай – Сеиткул – Мухаммедкул), Габдузялиль Габдулкаримов сын Касимов с женой (хотя и значатся среди основателей Падеры, однако никогда там не жили, остались в Кестыме), Сагит Исхаков сын Касимов (хотя и значатся среди основателей Падеры, однако никогда там не жили, остались в Кестыме), Кынбагыш Давлетьяров сын Касимов (Кынбагыш – Давлетьяр – Рахманкул), Бикмамет Исхаков сын Касимов (Бикмамет - Исхак – Надыр – Искиндер – Байремгали - Шагум), Мусо Есенеев сын Ентентеев с семьей, Зякфар Баширов сын Сафаров с сыном приемыша. Между переписями 1811 и 1816 годов из Кестыма в Падеру переселились Тарзима Зякфаров сын Касимов (Зякфар – Ягуда - Багыш – Саиткул – Мухаммедкул), Сайфулла и Абзялил Габидуллины сыновья Касимовы (Габидулла – Мухаммат – Рамазан - Багыш – Саиткул – Мухаммедкул) , Сабит Саитов сын Касимов (вернулся обратно в Кестым), Мурсалим Валитов сын Касимов (Валит – Хамид – Байтерек – Багыш).
История основания Падеры таит в себе много вопросов, которые до сих пор еще не разгаданы. Интересен факт, что его основали молодые юноши, большинство из которых на тот момент даже не были еще женаты. Почему они покинули своих родителей? Что вынудило их в юном возрасте пойти на такой смелый поступок? Среди падеринцев бытует предание о том, что в те давние времена в Кестыме возник спор между торговцами лошадьми Не смогли поделить территории, на которые ездили торговать – у каждого купца была своя сфера торговли. И якобы молодые парни взбунтовавшись решили уйти и основать себе новую деревню.
Другая легенда гласит, что в Кестыме было мало пахотных земель и лугов. Поэтому самые смелые парни решили найти новые место, пригодное для жизни, и отправились в поисках Удобными оказались земли, расположенные по среднему течению реки Юнда. Сначала расположились на правом берегу реки Юнда, на склоне холма «Юач» рядом с лесом. Но выбранное место оказалось неподходящим, так как склон постоянно обдувался холодным ветрам, снег долго не оттаивал весной. И спустя какое-то время жители были вынуждены покинуть его и перебраться на нынешнее место деревни на левом берегу реки.
Местные жители предполагают, что название «Падера» произошло от словосочетания «пай ер» («паевая земля»). Местные жители, особенно старшее поколение, произносят название деревни как «Паера». Возможно, что падеринские земли изначально принадлежали Касимовым, и Кестымская община выделила переселенцам «паевую» землю. Подтверждением этой версии является тот факт, что жители Падеры изначально были земледельцами. Единственным богатым человеком считался Касимов Кадыр Нугманович (бай Кадыр), который в годы в начале XX построил в деревне двухэтажный дом с лавкой, занимался скупкой и перепродажей зерна и муки.
Наиболее научная версия предполагает, что название деревня получила от названия реки Падера (вполне возможно, что в XVIII речка называлась именно так, а в Юнду была переименована позднее). Подтверждением этому служит факт того, что впервые починок упоминается как “починок Юндинский над речкой Падерой”, то есть починок расположенный на реке Падера недалеко от деревни Юнда. А название река получила из–за климатичекских условий - слово ПАДЕРА в некоторых диалектах русского языка означает буря с вихрем, дождем, со снегом, зимнее ненастье, метель, вьюга, зимняя непогода. История о первоначальном месте основания деревни как раз об этом и гласит. Однако вполне возможно, что эта загадка могла возникнуть по ошибке переписчика – он мог неверно написать вместо правильного “починок Падеринский над речкой Юндой”.
В 1850 году в деревне значатся семьи следующих домовладельцев: 1)Губайдуллы Мавлюкаева сына Касимова - умер в 1846 году, 2)Шаммаса Мусалимова сына Касимова – умер в 1846 году (Мусалим Багышев сын Касимов – приемный сын Габдузялиля Габдулкаримова сына Касимова), 3)Кутлумат Бекмаметов сын Касимов, 4)Мухаммат Мусоев сын Энтентеев – умер в 1841 году, 5)Мурсалима Валитова сына Касимова – умер в 1837 году, 6)Сайфуллы Губайдуллина сына Касимова, 7)Халиля Хамитова сына Касимова (приемного сына Мусы Ентентеева). Итого в деревне проживало 43 душ мужского пола и 49 душ женского пола.
Между переписями населения 1811 и 1816 годов переселенцем из д. Кестым Валием Галиевым сыном Касимовым (Вали (1796 - 1843) – Гали - Мавлюкай – Курбанай – Сеиткул – Мухаммедкул ) был основан починок “при мельнице наусть речки Юнды” (по-татарски “Юнды тамак”, по-удмуртски “Юндавож”, находился на месте впадения Юнды в Чепцу). Он взял в усыновление своего двоюродного брата Габида (Габид – Файзулла - Мавлюкай – Курбанай – Сеиткул – Мухаммедкул). В починке у Валия родились сыновья Юсуп (1816 г.р.), Зякфар (1819 г.р.), Гайнулла (1832 г.р.), Ибатулла (1834 г.р.). В 1850 году их семья уже состоит из 9 мужчин и 8 женщин. А в 1854 году Юсуп и Зякфар со своими семьями, Гайнулла и Ибатулла по предписанию Палаты государственных имуществ были переведены в д. Падера. Их земли перешли в собственность Падеринского сельского общества. Об этом событии до сих пор среди населения ходят легенды, что причиной переезда послужило то, что в тот год посевы злаковых пострадали из-за морозов, вызванных частыми ветрами со стороны Чепцы, и жители починка были вынуждены перебраться в Падеру. А переселенцев называют “Додон насель” – потомки Додона. Представители этого рода известны и в Кестыме.
До конца XIX века жители деревни входили в махаллю Кестымской мечети, в деревне имелся молельный дом. В 1891 году в Падере образуется самостоятельная махалля, куда кроме падеринцев так же вошли жители починков Ахмади и Бектыш. В 1892 году была построена и начала действовать соборная мечеть. На чьи средства производилась стройка, сведений в архивных документах не сохранилось. 11 февраля 1894 года имам-хататыбом утверждается Мухамметгариф Нурмухамедов.
В 1899 году в махалле числилось 319 душ мужского пола и 313 лиц женского пола. А в 1905 году - соответственно 364 и 373 человек.
В 1896 году с разрешения Оренбургского магометанского духовного собрания (Уфимский муфтият) в деревне открывается начальная школа, для которой на средства прихожан строится отдельное здание. В 1910 году в ней в трех классах учились 45 мальчиков. Ведется преподавание русского языка и арифметики. А в доме муллы обучаются 40 девочек.
Несмотря на гонения и репрессии 1930-ых годов, падеринцы не дали властям закрыть мечеть. Она – одна из немногих мечетей, не закрывавшихся со дня основания до современности ни на один день. Падеринская мечеть еще примечательна тем, что в ней всегда служили официальные имамы. Даже в страшные годы преследования священников нашлись люди, не побоявшиеся возглавить Падеринскую махаллю.
В 2000 году рядом с действующей мечетью был заложен фундамент для нового здания. Работа велась на пожертвования прихожан и различных организаций, и стройка стала истинно народной. И вот результат – рядом со старой деревянной мечетью в 2011 году было введено в строй просторное, красивое и уютное здание новой мечети. Имам - хатыбом в настоящее время служит Тютин Рахимзян Лытфуллович.
В 1930-х годах в деревне организовался колхоз «Первое Мая», в который в дальнейшем вошли также деревни Бектыш, Котегово, Ягошур. Реформы в стране, начатые в 90-е годы прошлого столетия, наложили свой отпечаток и на жизнь в деревне. Колхоз «Первое мая» переименовали в СПК «Колос». Но, несмотря на сложные времена, труженики деревни продолжают честно трудиться на родной земле, являются продолжателями трудовых династий падеринцев. И в настоящее время работа земледельца – самая почитаемая в деревне.
В деревне действует одна из двух школ района с преподаванием татарского языка и литературы. В 1918 - 1949 годы она была начальной, в 1949-1960 годы - семилетней, а с 1960 года-восьмилетняя. В настоящее время – основная общеобразовательная школа. Размещается в типовом здании детского сада. В 2017 обучается 51 школьник и 35 детей в дошкольной группе. Директор – Касимова Альбина Шайхулловна. Школа имеет большой опыт в преподавании татарского языка и литературы (преподает Касимова Фаима Аухатовна). Ученики ежегодно занимают призовые места в республиканской и международной олимпиадах по татарскому языку и литературе. В школе ежегодно проводятся такие национальные праздники как “Нәүрүз бәйрәме”, “Нәни йолдызлар”.
В 1930-ые годы в деревне был открыт татарский сельский клуб. В 1977 году введено в строй новое двухэтажное здание. В настоящее время на базе Падеринского СДК работают различные национальные ансамбли, в том числе:
· Фольклорный ансамбль «Очрашу», создан в 2008 году, руководитель коллектива Касимова Асия Габдульбаровна, художественный руководитель – Касимова Раида Рашидовна. 2011 году коллектив ансамбля был удостоен звания лауреата второй степени в номинации «Лучший вокальный коллектив» Всероссийского фольклорного фестиваля «Түгәрәк уен» в г. Пермь (2011 г.).
· Танцевальная группа «Авылдашлар» (создана в 2006г.). Руководитель – директор СДК Касимова Фарида Рашидовна, заслуңенный работник кулҗтуры УР. В репертуаре - татарские танцы. Лауреат Республиканского фестиваля татарской песни и танца им.Рашита Вагапова (2006г., 2008г.), лауреат Республиканского фестиваля «Ижау моңнары» (2010г.), дипломант Всероссийского татарского фольклорного фестиваля “Түгәрәк уен”(2010г.).
В Доме культуры планируется открыть музейную комнату, посвященную истории, традициям и быту деревни. В настоящее время идет сбор материалов и оформление экспозиций.
Традиционным праздником падеринцев испокон веков являлся праздник “ Юнды-базар”, который проводился в Михайлов день. Главная изюминка этого народно – православного праздника в проведении ярмарок. На Руси его всегда проводили в одно и то же время – 8 ноября по старому стилю (сейчас это приходится на 21 ноября). К этому времени завершались осенние сельскохозяйственные работы – с полей урожай уже убран, сложен в скирды, часть уже намолочена и высыпана в амбары. Да и скотина к началу ноября в основном уже заколота. Пора на ярмарке продать излишки, чтобы выручить деньги и купить необходимые товары, расплатиться с наемными работниками. Так по всей России в больших селах возникали базары, куда съезжались из близких и дальних деревень. Село Юнда (совр. Балезинский район) не стало исключением. Именно там в Михайлов день проводился главный базар для жителей Глазовского уезда Вятской губернии. Действительно, село, где проводилась ярмарка, превращалась в большую пирушку. Съезжались в гости не только родственники, но и просто хорошие знакомые. Днем гуляли по рынку, покупали-продавали, ходили по домам проведать друзей и родственников. А вечером всем селом лакомились самым дорогим угощением – баней. И так несколько дней подряд! В Юнду съезжалось огромное количество гостей. Естественно, оставаться на ночлег в селе всем места не хватало – и так в каждом доме гостевало до 20-30 человек. Поэтому вечером разъезжались по ближайшим деревням. Татары, приехавшие из Кестыма, Гордино, Татарских Парзей, с юкаменской стороны, по четыре дня гостевали в Падере и Бектыше. Поэтому в этих деревнях Юнда базар отмечают и сейчас, хотя ярмарки уже давно не проводилась, и в Юнду уже не ездят.
В настоящее время в Падере 157 домов, постоянно проживает 466 человек.