Предания доносят до нас легенду о трех братьях – Ярмаке, Байтугане, Усмане. Усман, как гласит легенда, поднявшись несколько вверх по течению реки Сок от деревни Ярмак (Верхний Ермак, Татарский Байтуган) основал новое татарское поселение, Новое Усманово. Деревня имела и второе название – Емангулово. Трудно сейчас установить, какое из этих названий более древнее, но до 80х годов XIX века мы встречаем в документах оба названия, причем «Новое Усманово», в отличие от второго названия, встречается чаще. У П. С. Палласа, посетившего деревню в 1768 году, встречаем и третье название дерени – Надыр – аул. К сожалению, отсутствие источников не дает возможности выяснить или хотя бы предположить происхождение названий села.

Мы также не смогли найти и установит дату основания сел Новое и Старое Усманово ни документально, ни хотя бы по преданиям. Единственное, что мы можем предположить, основываясь на предания, а также на материалы этнографической экспедиции МГУ, это то, что основание села Новое Усманово произошло после основания села Ермак.

По всей видимости, первыми переселенцами здесь также как и в Ярмаке были казанские татары, потом к ним присоединились башкиры. Воспоминания о башкирах еще можно встретить у стариков села. Кроме того, имеет место и сохранившаяся башкирская мононимика, например, Жамгулинский колодец. Все это говорит о наличии в составе населения села Новое Усманово башкир и о башкирском влиянии. В «Списках населенных мест по сведениям 1895 года» население деревни Новое Усманово состояло из казенных крестьян (татар – тептярей) и башкир. Здесь зафиксировано 158 дворов,1040 жителей и 2 мечети, а в 1872 году отмечается, что живут в Новом Усманове тептяри, водворенные на казенной земле. В «Списках населенных мест Самарской губернии», изданном в 1910ом году, население Новое Усманово составили государственные крестьяне: тептяри и уже татары. Под «татарами» понимались, по всей видимости, башкиры, потерявшие в это время свое этническое самосознание в результате тесных контактов с тептярями – татарами и по причине малочисленоти по сравнению остальными жителями деревни Новое Устманово.(это характерно и для других деревень, где среди населения были башкиры, — для Камышлы, Нового и Старого Ермаково).

Село Старое Усманово, расположенное на берегах Мотвеевки (левый приток Сока), является наименее изученным селом в нашем исследовании, из – за отсутствия каких – либо данных о первых переселенцах и о дате основания. Само название сел Старое и Новое Усманово предполагает более древнее основание села Старое Усманово и «родственное» происхождение населения этих сел, объединенных общим названием Устманово. Хотя сами жители свое село редко называют «Устманово», а чаще «Мятеби», в то время, как новоусмановцы свое село называют просто «Усман», довольно редко употребляя официальное название «Новое Усманово».

В «Списках населенных мест по сведениям 1859 года население деревни названо – государственными крестьянами, в «Списках населенных мест Самарской губернии за 1910 год – тоже татарами, водворенными на казенной земле. В 1859 году в деревни Старое Усманово (или «Мятеби», как называли и называют ее жители) было 49 дворов и 339 жителей, одна мечеть. В том же 1859 году в Новом Усманове было 158 дворов и 1040 жителей, 2 мечети. Обычно «старые» села крупнее «новых», например, села Старое и Новое Ермаково, Страя и Новая Балыкла; как в старину, так исейчас «старые» села имеют больше жителей, чем «новые», а здесь уникальный случай, когда Новое Усманово в 3 раза больше, чем Старое Усманово по числу дворов и жителей. Разгадка этого интересного явления еще ждет своего исследователя.

Нужно также отметить, что согласно данным «Справочника административно – территориального деления Куйбышевской области» на 1 января 1975 года в Новом Усманове было 1893 жителя, а в Старом Усманове — 451, то есть уже в 4 раза больше. В современный период мы можем тем, что в Новом Усманове кроме колхоза «Победа» имеется также довольно крупное для нашего района нефтедобывающее предприятие. Этим объясняется рост населения в Новом Усманове. Но чем объяснить это явление для века? Решение этого вопроса может заинтересовать краеведов сел Старое и Новое Усманово, всех тех, кто интересуется историей своего села.

Жители сел Татарский Байтуган, Камышла, Новое и Старое Усманово объединяет, во — первых, то, что, они относятся к одному этносу, во вторых, то, что по языку, говору они относятся к казанским татарам. Компонент из «Казанской стороны» был довольно значительным в формировании населения этих сел. Мы уже говорили в предыдущих статьях, что Г. А. Ахатов выделяет эти села вместе с новыми селами, основанными выходцами этих же сел в 10х – 20х годах XX века: Бузбаш, Давлеткулово. Юлдуз, в особый Камышлинский говор – один из 12 говоров казанских татар.

Появление камышлинского говора казанских татар способствовало несколько факторов: во – первых, первые переселенцы из «Казанской стороны» были из различных мест: из Муслимова, из – под Казани и, видимо, из других мест современной Татарии. Уже в XV – XVI веках татарский народ имел свой общенародный и литературный язык, в основе которого лежал средний диалект татарского языка. (Существуют три диалекта татарского языка: 1. Западный – мишарско – татарский, 2. Восточный – диалект татар Западной Сибири, 3. Средний – диалект казанских татар. До нас дошли литературные памятники – шедевры татарской средневековой литературы XV – XVI веков: поэмы Мухамедьяра «Тухван мардан» (Дары мужей), и «Нур садур» (Свет сердец). Тогда же появляются и говоры казанских татар. Отсюда можно предположить, что первые переселенцы – татары из «Казанской стороны» — носители различных говоров среднего диалекта – смешалось, продуктом чего и является новый камыщлинский говор. Во – вторых, район расселения этих четырех сел несколько отделен от основных районов расселения татар, как в Татарской АССР, так и Оренбургской области. В – третьих, проживая относительно изолированно, в окружении чувашей и мордвы жители Камышлы, Нового Усманова, Татарского Байтугана, Старого Усманова довольно тесно контактировали между собой и с жителями Старого и Нового Ермакова и Балыклы, взаимно влияли друг на друга в области языка, быта, культуры, роднились друг с другом. Жители Балыклы, Старого и Нового Ермакова Г. Х. Ахатов. Тщательно изучавший особенности камыщлинского говора не относить к носителям камышлинского говора, то есть к казанским татарам. Сами жители сел Балыклы, Старого и Нового Ермакова. О происхождении этих сел будет рассказано в следующей статье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Краткая История нашего села

Село  Ермаково  было  основано  на берегу реки Сок в 1737 году.

В 1730 царское правительство назначает старшиной Ярмухаммада и направляет в Байтуганскую волость для наведения порядка в наших краях, где проживали оброчные крестьяне. Ему были пожалованы земли от с. Байтугана до с. Каргалы. Сначала его основным местом жительства было  с. Байтуган, а в 1737 году он  основал  поселение на берегу р. Сок, где в настоящее время расположилось с.  Старое   Ермаково .

Ярмухаммад был добрым человеком и принимал в поселение всех беженцев от крещения. За это Мухаммада лишили дворянства и права на земли,а через три года после основания села ему пришлось покинуть насиженное место. После его отъезда местность стали называть  Ермаково .

В 1737 году, когда Ярмухаммад переехал из с. Байтуган, территория села представляла из себя лесистую и болотистую местность, где водилось множество зверей, даже медведи. Место было выбрано им не случайно. Красивейшая низменность, с трех сторон омываемая рекой Сок и охраняемая от холодных северных и западных ветров высокими холмами и лесами.

Первыми переселенцами были 12 семей из разных сел и городов Башкортостана, Татарстана и Пензенской области. Была и семья из Польши.

В 1748 году, по архивным сведениям, в селе насчитывалось 24 двора, в которых проживали 129 мужчин. В 1857 году в селе уже проживали 1179 человек. Основное население села составляли татары, башкир было 527 человек. В 1926 году в селе проживали уже 3065 человек.

К 1800 году село населяли казанские татары, арабы, башкиры, поляки, чуваши, в последствии все принявшие ислам.

Переселенцы занимались земледелием и скотоводством.

Первая земская школа в селе появилась в 1887 году.

В 1928 году 50 дворов отделились из с.  Ермаково  и обосновали поселок Чулпан. В те же года начали образовываться колхозы.

В годы гражданской войны 150 человек из села ушли на войну, из них вернулись 87 человек. В годы ВОВ на фронт ушли 681 человек, вернулось  - 365. В годы войны из Орловской области был эвакуирован в село Детский дом № 5, работавший до 1961 года.

С 1929 года с.  Старое   Ермаково  находится в составе Камышлинского района.