Деревня Тарея.

Деревня Тарея самая большая из татарских деревень, вытянута в одну улицу на 1 километр. Она находилась между деревнями Кулиш и Серёжкино. Поблизости не имеется реки или ручья. Деревня названа по реке Тарейка, но до реки нужно идти 4 км. В 5 км от деревни на реке Андоча была мельница, принадлежала она Бадартинову Насыртдину. Сафиуллин Абдулла в своем дворе устроил кузницу, в семье все были кузнецами: дед, отец, сыновья. Мухомедзянов Вали занимался торговлей, открыл в своем доме небольшую лавку. Эти люди приехали в Сибирь, имея определенную сумму денег, и сумели быстро обстроиться на новом месте. Зажиточно жили в Тарее Давлятхузин Гарифулла, Калимуллин Ситдых. В Тарее, как и в других татарских деревнях, жители построили мечеть. Службу вел здесь Ханнан-мулла. При мечети была школа, где учили мальчиков и девочек. Учил детей Муфтах, отец кулишского муллы. Жизнь шла размеренно: посевная, за посевной – праздник плуга «Сабантуй», затем уборочная, так трудовые дела сменялись краткими праздниками, зиму сменяла весна, лето – осень. Так бы и продолжалась жизнь, но до деревни докатились события, произошедшие в России: смена власти и гражданская война. В 1919 году через Тарею по словам старожилов проходил отряд колчаковцев. В деревне они взяли много лошадей для перевозки груза, который везли с собой (ткани, золото, оружие, одежду). Обещали лошадей вернуть в следующей деревне, где возьмут новых лошадей. Для сопровождения лошадей отправили двух юношей Мухомедзяновых Гильметдина и Галиуллу. Когда отряд проходил через деревню Захаровка, на него напали партизаны. Все колчаковцы были убиты, в том числе и тарейские юноши. Партизаны устроили засаду, неожиданно напали на узком месте у реки, поэтому никто не смог избежать смерти.

Scan10177В период гражданской войны в деревню пришли страшные болезни: были вспышки черной оспы, население было сплошь подвержено трахоме. В 1924 году в Тарее установилась советская власть, был организован сельский совет. Первым председателем сельсовета выбрали Мулагулова Касима. Касим провел большую работу по разъяснению политики советской власти, агитировал за коллективизацию хозяйств. Но нам рассказали и о другой стороне его деятельности: он помогал служителям мечети, изменил их фамилии, давал нужные справки зажиточным крестьянам, убегавшим от раскулачивания. Он вовремя понял, что его положение шаткое, и уехал из деревни. Вместо него председателем сельсовета избрали Ахмедзянова Хоснобрара Зиганшевича, после его смерти в 1929 году - Якубова Насибуллу, бывшего батрака, отслужившего службу в армии, где он научился читать, писать, перед демобилизацией он учился на особых курсах, готовивших к работе в деревне в условиях сплошной коллективизации и вытеснения кулачества как класса. Колхоз с названием «Новый путь» организовали в 1930 году. Первым председателем колхоза выбрали Салимзянова Сабира. В колхоз «Новый путь» вошло 73 середняка, 52 бедняка из 125 хозяйств деревни. Колхоз насчитывал 796 десятин земли, 168 рабочих лошадей, 150 коров, 39 быков, 466 овец, 833 курицы, 82 гуся, 31 утку, 156 саней.

В этом же 1930 году началось раскулачивание зажиточных крестьян. В Тарее некоторые крестьяне, бросив все хозяйство, уезжали в город Нижнеудинск. Так уехал Давлятхузин Гарифулла, но он вскоре умер от переживаний. Его семья, помыкавшись в городе, вернулась в деревню. Но позже старшего сына, как сына кулака, арестовали и расстреляли в Иркутске. У некоторых зажиточных крестьян забрали имущество, но из деревни не выселяли. Был ли протест против раскулачивания в деревни? Нет, не было, отвечали все старожилы. Почему смиренно воспринимали несправедливость? Татары были привычны к гонениям, им они подвергались и до революции как «инородцы», «басурмане», понимали, что протестовать бесполезно, воспринимали несправедливость и гонения как стихийное бедствие. Можно ли протестовать против землетрясения или наводнения?

  • 1927 году власти закрыли мечеть и школу при ней, в здании мечети открыли светскую школу. Первым учителем был Галкин Яков Иванович, из крещеных татар. Обучение шло на татарском языке. 1941 году Якова Ивановича забрали на фронт, где он погиб. Приехал новый учитель: Юнусов Маннян, он учил детей на русском языке. Нам рассказывали, что Юнусов М. окончил медресе, он мог читать по-арабски. После войны в Тарее открыли школу – семилетку, ее директором стал вернувшийся с фронта Мухаметов Гарей. После войны колхоз приобрел первую автомашину – первый шофер Мухомедзянов Тимергали, первый трактор – тракторист Валеев Насибулла. Электричество в Тарею провели в 1957 году, как сказала Юсупова Гайникомал «Я точно помню, когда у нас появилось электрическое освещение, так как в этом году у меня родился сын». Деревня расширялась, сюда переехали жители деревни Серёжкино. После объединения и реорганизации колхозов «Талый ключ» (Серёжкино), «Урняк» (Кулиш), «Новый путь» (Тарея) деревня Тарея стала центральной усадьбой совхоза имени 21 партсъезда.

Проценко Кирилл.

 

Scan10032

Работники Тарейского сельского совета.