Татарская Пакаевка (Урзаметовка), село, центр Татарско-Пакаевского округа, на реке Вершаут. Основано служилыми татарами Узинского стана Пензенского уезда. Они прибыли на это место между 1721 и 1747 годами из д. Вершаут, д. Бегеевой Узинского стана, а часть из д. Исенские Большие Поляны и деревни Усть-Рахманка Темниковского уезда. В 1748 г. здесь было 79 ревизских душ (РГАДА, ф. 350, оп. 2, е.хр. 2631, лл. 349-354. Поэтому ошибочно мнение, будто село основано в 1827 году. В 1859 году – 99 дворов, 696 жителей (Списки, с.80, №1516), в 1884 – 578 татар и 9 русских, в 1897 – 768 жителей. В 2000 году в селе 341 житель, центральная усадьба коллективного предприятия «Заря», школа, клуб, отделение связи.
Татарская Пакаевка основали служилые татары Узинского стана Пензенского уезда. Они прибыли на это место между 1721 и 1747 годами из деревень Вершаут, Бегеева Узинского стана, а часть из деревни Исенские Большие поляны и деревни Усть-Рахманка Темниковского уезда. Первым жителем, по преданию, был беглый каторжник – татарин по имени Пакай.
О том, что Пакаевка татарская не только по названию, говорит внешний облик села. Чистые улицы. Аккуратные самобытные дома, в большинстве своем беленые известкой. Само собой, мечеть, крепко сложенная из белого и красного кирпича, с застекленным минаретом. Одним словом – порядок.
Татарская Пакаевка расположилась в дали от больших городов и манит своей девственной красотой. По селу протекает речка «Вершаутка», в нее впадают реки «Белый ключ» и «Сосновка».
Первая мечеть в Татарской Пакаевке была построена в 1893-1895 годах на средство управляющего фабрикой в городе Волгограде Башир-бая, выходца из Пакаевки. Это огромное здание на высоком берегу реки Вершаутки, с возвышающимся минаретом и полумесяцем на куполе, было видно издалека. В годы советской власти здание мечети было отведено под школу. Более ста лет здание, с садом вокруг и вековым тополем украшало село и было разобрано по причине обвала под ней почвы. Из сруба старой мечети пакаевцы построили новую в 2007 году, ныне действующую. Простые люди, предприниматели, фермеры, духовные лица не пожалели средств на ее строительство. Руководил строительством – Шабаев Вильдян – имам села. Возвышается белый минарет над селом, дает людям духовные силы и веру в светлое будущее.