Свое современное название деревня носит в честь известного татарского поэта Габдуллы Тукая (его полное имя — Габдулла Мухамедгарифович Тукаев) (1886 - 1913). Старое наименование деревни — Парша (до 1965 г.).
Имеющиеся документы свидетельствуют, что не позднее 1779 г. жители этого небольшого селения (66 душ мужского пола) построили деревянную мечеть. Ее строительство стало собственным делом мусульман. По общему желанию верующих, число которых было 181 человек обоего пола (34 двора), ее муллой в 1801 г. был утвержден Абубякир Алимбеков. Образованный, по тем временам, имам долгое время «исправлял духовные требы». С 1816 г. имам-хатыбом соборной мечети стал 40-летний Ахмяр Бикку-лов, человек «благонадежный и всеми уважаемый». Функцию учителя и помощника муллы с 1812 г. исполнял Ильяс Камилов (Калимов). Мечеть и содержащееся при ней мектебе продолжали существовать. Затем на смену прежним лидерам пришло новое поколение — сыновья прежних священнослужителей. До 60-х гг. XIX столетия «соборным имамом» являлся Мяжихетдин Ахмяров, а в 1865 г. это место унаследовал его старший сын — Эксян (Аксян) Мяжихетдинов. Он получил домашнее образование, а позже старательно изучал богословие, обряды и культ в медресе «Стерлитамацского уезда Оренбургской Губернии». В это время наследник пожилого азанчея — Мухамят Сабер Ильясов заступил на должность меодарриса и муэдзина. Мулла и священнослужители занимались вопросами образования. Так, в 1878 г. в местном учебном заведении проходили курс обучения более 40 человек. |
На рубеже веков община собрала средства для перестройки мечети, ее обновления и расширения. Это было вызвано обветшанием храма и, кроме того, тем, что он уже не вмещал всех верующих. Их число составило к началу XX в. более тысячи человек. С 1912 г. в обновленной мечети служил сын прежнего имама Камалетдин Эксянов (Аксянов), избранный по «приговору» общества. Обязанности азанчея исполнял в то время Мухамят Садек Саберов (сын азанчея М. С. Ильясова) . До 1917 г. в деревне, кроме частной школы Хайруллы Рафиажанова, действовала однокомплектная земская школа. Здание мечети было зарегистрировано властями в 1925 г. Дальнейшая судьба мечети решалась в 1938 г.: она была закрыта, а в ее помещении расположился сельский клуб. После окончания Великой Отечественной войны верующие попытались официальным порядком зарегистрировать свою общину и вновь открыть исламсьий храм. Однако заявление мусульман об открытии прихода в 1947 г. не было принято во внимание властями. Мотивом для отказа было следующее: на переоборудование клуба затрачены государственные средства, а здание его уже не может исполнять функции религиозного центра. Верующие (в количестве 30 человек) продолжали собираться в доме муллы Ю. Жамлиханова (1883 г. р.). Восстановление мечети произошло в последние годы. Сейчас обязанности муллы исполняет Вафа Арифуллнн. Население В **** году в селение Парша Васильевского уезда Нижегородской губернии в 482 жителей(243 м.п., 239 ж.п), всё население магометанское. В 1859 году в Парша Васильевского уезда Нижегородской губернии в 72 дворах 484 жителя(247 м.п., 237 ж.п). В 1877 году в деревне Парши Андреевской волости Васильевского уезда Нижегородской губернии в 95 дворах 664 жителя, бывшие государственные крестьяне, имеется мечеть, 5 ветряных мельниц. В 1895* году деревне Парша Андреевской волости Васильевского уезда Нижегородской губернии 1065 жителей(505 м. п., 560 ж.п.). В 1897 году в деревне Парша(Парши) Васильевского уезда Нижегородской губернии в 801 жителей(308 м.п., 493 ж.п), из них магометан 799.
|
http://web.archive.org/web/20131215002207/http://myslim.ru/avyl/tukay.htm